Слайд 1ПРОЕКТ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ПО ТЕМЕ: «КРАЙ МОЙ РОДНОЙ»
(старший возраст)
Слайд 3«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения...» Рейчел
Карсон.
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат всестороннего развития воспитанников.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Слайд 4 Цель:
создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста
о Красноярском крае.
Задачи:
- расширить знания детей о родном городе, крае, селе, достопримечательностях края, города, села;
- расширить представления детей о растительном и животном мире Красноярского края;
- познакомить с символикой края, города;
- познакомить детей с известными людьми города, края;
- воспитывать любовь к малой родине;
- развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность;
- развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.
Слайд 5«Край мой родной»
Познавательное развитие
- центр экспериментирования
- центр экологии
«Земля – наш дом»
логико – математический центр «Умники и умницы»
-туристко-краеведческий центр «Кедровый край»
Социально –коммуникативное развитие
- центр сюжетно-ролевой игры «Игралочка»
- центр строительно – конструктивных игр «Стройград»
Речевое развитие
- центр «АБВГДЕЙКА»
- литературный центр «Радуга»
- центр сказок
«В мире сказок»
Художественно –эстетическое развитие
- центр «Звуки музыки»
- центр«Волшебный мир театра»
- центр«Разноцветные ладошки»
Физическое развитие
центр«Крепыш»
Слайд 6 Общие правила для группы:
-
говори негромко;
- играй дружно;
- каждой вещи свое место;
- бережно относиться к предметам и игрушкам;
- узнал новое – расскажи;
- доводи начатое до конца.
Слайд 7
социально – коммуникативное развитие
- центр сюжетно-ролевой игры «Игралочка»
- центр
строительно – конструктивных игр «Стройград».
Стройград
Игралочка
Слайд 8Центр сюжетно-ролевой игры «Игралочка»
Знак
Оснащение центра
Оборудование: подиум передвижной, игровые маркеры: «Дом», «Стойбище», «Почта», «Аэропорт», «Ветеринарная клиника», «Больница», «Экскурсионное бюро», «Геологическая станция», мягкие модули, вешалка для костюмов, ширмы, преобразующие нити, сквозные полки передвижные, столик-матрешка, маленькая надувная лодка и весла деревянные, мобили.
Материал: костюмы народов Севера Красноярского края, куклы в национальных костюмах, костюм деда Краеведа, посуда, неоформленный игровой материал, коврики-скрутки отображающие национальный колорит, наборы диких животных, бамбуковые палочки, деревянные бревнышки, наборы овощей и фруктов.
Слайд 9Познавательное развитие
- туристско-краеведческий центр;
- центр опытов и экспериментов;
- центр экологии «Земля
– наш дом»;
- логико – математический центр «Умники и умницы».
?
логико-
Слайд 10Центр опытов и экспериментов
Спец. правила
- работай в специальной форме;
- доводи начатое до конца;
- работай в паре, в тройке.
Количество детей: 5
Оснащение центра
Оборудование: столы, стулья, полки, тумбочка-трансформер (для экспр. вода-песок), приборы-помощники: микроскопы, весы электронные и безмен, часы песочные и механические, лупы, увеличительные стекла, фартуки, халаты, очки, бахилы, шапочки., резиновые перчатки
Материалы
- природный: песок речной с разных водоемов, мох, веточки, шишки еловые, сосновые, кедровые, спилы и листья деревьев, перья птиц, семена, скорлупа, мех заячий, лисий, медвежий, барсучий, ондатровый, норки и бобра и т.п.
- пищевые: красители, растворимые аромавещества (ваниль, корица и продукты соль, сахар, какао, кофе, чай) и др.
- бросовый: пробки, кусочки резины, поролона, проволоки, пенопласта, пластмассы;
- медицинский: пипетки, пробирки пластиковые, трубочки от капельницы, шприцы разного объема, резиновые груши, мерные ложки и стаканчики;
- технические: магниты, скрепки, болты, гайки, шурупы, детали конструктора,
- образно-символический: схемы, таблицы, алгоритм действий;
- измерительный: портновский метр, сантиметровая лента, линейка, треугольник, условные мерки;
- журналы для фиксации, дневники наблюдений, бумага для записей, карандаши, фломастеры.
Коллекция камней из заповедника «СТОЛБЫ», тематические альбомы, книги познавательного характера, энциклопедии.
Слайд 11
Логико – математический центр «Умники и умницы»
количество детей:6
Оснащение центра
Оборудование: шкаф с полочками, магнитная доска, коврограф Воскобовича, столы, стулья, интерактивная доска.
Слайд 12Материал:
Нормативно – знаковый материал:
- наборы букв и цифр, мелкий раздаточный материал
Образно – символический материал: чертежи, схемы - модели, планы,
счетные палочки, игрушки – головоломки, наборы картинок для обобщения и группировки, графические таблицы, логические таблицы, разные виды часов, условные мерки
Раздел «Количество и счет»
- игры на закрепление счета «Соедини по порядку», «Домик чисел», «Найди пропущенное число», «Цифровое домино, «Прозрачная цифра» и т.д.
Раздел «Форма»
- наборы геометрических фигур; блоки Дьенеша;
- дидактические игры на закрепление формы «Построй дом», «Какая фигура лишняя», «Продолжи ряд» и др.
Раздел «Величина»
-игры на сравнение предметов по высоте», по ширине, работа с условным мерками
Раздел «Ориентировка в пространстве»
- «Графические диктанты», «Кто вперед доберется до…», «Чей путь короче, длиннее?», «Лабиринты», «Поиск клада» и др.
Раздел «Ориентировка во времени»
- «Времена года», «Выложи по порядку части суток», «Вчера, сегодня, завтра»
Занимательный математический материал: логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Разрезные картинки» (6-8 частей), «Логический поезд», «Логический домик»
- головоломки, задачки – шутки, шарады, ребусы.
- нарды, шахматы, шашки.
Слайд 13Центр экологии «Земля наш дом»
Количество детей:5
Слайд 14Оснащение центра
Оборудование: паспорт центра, стол трансформер, разноуровневая полка, макеты: климатических зон
(степь, тундра, север, пустыня, тайга , поле, луг и др.), игровые маркеры: «экологическая лаборатория, «экологическая станция», ящик из оргстекла для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тряпочки, фартуки, пульверизаторы, календарь погоды, видеорамка, ЖК телевизор, акустическая система.
Материалы:
- природный: желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, виды почв, семена, мох, гербарии, опилки, спилы, стружка металлическая и древесная.
- бросовый: стаканчики разной величины, палочки разнообразные, ячейки яичные;
- тематический : сюжетные картинки, репродукции художников, папка: пословицы, народные приметы, поговорки, стихотворения о временах года;
наглядно-демонстрационный : насекомые, птицы, животные жаркий стран, животные севера, комнатные растения, явления природы, садовые цветы, овощи и фрукты, деревья и кустарники;
- паспорта на растения, находящиеся в группе;
- периодические журналы: «Юный натуралист», «Муравьишка»;
- энциклопедии, подборка книг «Я познаю мир»;
- аудио и видео материал звуков природы;
- аромамешочки с травами.
Слайд 15Центр туристско -краеведческий «Кедровый край»
количество детей: 6
Спец. правила
- разговаривай негромко;
- работай дружно;
- каждой вещи свое место;
- бережно относись к материалу;
- узнал сам – расскажи другому.
Слайд 16Алгоритм работы: для выбора маршрута путешествия возьми карту, рассмотри, выбери маршрут,
возьми фотоаппарат, рюкзак с вещами, продуктами, аптечкой и оправляйся в путь, интересные моменты зарисуй или запиши
Слайд 17
Оснащение центра
Оборудование: шкафы с полками, ЖК телевизор, фоторамка, магнитофон, магнитная доска,
светодиодная лента, лазерная указка (экскурсовода), глобус, бинокль, макет города, макет «Север Красноярского края», игровые маркеры: «Экскурсионное бюро», «Северный аэропорт», аэропорт «Емельяново», «Метеостанция», сменяемые баннеры «Аэропорт», «Турбюро», «Кабина самолета», рекламные баннеры туров.
Материалы:
Природное окружение:
- фотоальбомы, иллюстрации «Растительный и животный мир Красноярского края», «Край голубых озер», «Роев ручей», « Красноярские столбы», «Природа края в разное время года», «Красная книга Красноярского края».
- костюм деда Краеведа
Предметное окружение:
- фотоальбомы «Достопримечательности города», «Знаменитые люди Красноярья», «Народы края», «Профессии членов семьи и др.;
- символика Красноярска, родного города;
- куклы в национальных костюмах (ненцы, эвенки и т. д.);
- образцы изделий декоративно – прикладного искусства, предметов быта.
Слайд 18
Художественная литература:
- стихи, песни о родном селе, городе, крае;
-
рассказы, легенды, сказки, фольклор;
- книжки – малышки детей с историями сказками о родном селе, городе, крае.
Образно – символический материал
- карта Красноярского края, схемы, чертежи;
- коллекционный материал
Информационно – коммуникационные технологии
- презентации на темы «Моя малая родина», «Край голубых озер», «Как живут на Севере», «Природа родного края», «Знаменитые люди нашего края» (В.И.Суриков, В. П. Астафьев, Д. Хворостовский, И.С.Ярыгин ансамбль танцев Сибири им. Даденко др.);
- аудиокассеты «Звуки природы», «Гимн Красноярского края», «Песни о родном селе, городе, крае».
Слайд 19Речевое развитие
Центр «АБВГДЕЙКА»
Количество детей – 5
Слайд 20Оснащение центра
Оборудование: шкаф со сквозными полочками, круглый стол, стульчики, магнитная доска,
интерактивный микрофон, макет телевизора
Материал:
- дидактические игры «Рассказы о животных», «Составь имя», «Узнай и назови» (улицы и достопримечательности города), «Составь рассказ» : сюжетные картинки на темы «В лесу», «У реки», «На остановке», «В автобусе», «Расскажи о…»: карточки со знаменитыми местами города, «Говорящие кубики»;
- карточки схемы для рассказывания «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Мое село», «Мой город»;
- наборы карточек – схем для описания людей и животных, карточки с изображением животных Красноярского края и малых народов;
- мнемотаблицы;
- клуб «Любители радио -телевидения».
Слайд 21Литературный центр «Радуга»
количество детей: 5
Слайд 22Оснащение центра:
Оборудование: мягкая детская мебель, круглый столик, книжная передвижная полка, магнитная
доска настенная, фоторамка, панорамный чехол на стол с изображением природы края.
Материал:
- картотека сказок малых народов Красноярского края;
- подборка рассказов и стихотворений, русских народных сказок, эпоса;
- книжки-малышки изготовленные детьми по кетским сказкам «Про сиротку», «Птичка-невеличка», «Про сестру Вихря», по саамским сказкам «О Саамах», «Как старик Саам врагов перехитрил», по улческим сказкам «Скрипучая старушка», «Три брата».
Материал демонстрационный: портреты писателей Красноярского края Астафьева В. П., И. Пантелеева, М. Иониной, Д. Масуновой, Р. Карапетьяна, У. Яворской, Е. Крутовской.
На передвижной книжной полке выставлены книги:
А. Воронько «Лучше нет родного края», В. Астафьев «Зорькина песня», Е. А. Крутовская «Лоська», «Были заповедного леса».
Слайд 23
Художественно-эстетическое развитие
- центр «Звуки музыки»
- центр «Волшебный мир театра»
- центр «Разноцветные ладошки»
Количество детей: 6
Звуки музыки
Волшебный мир театра
Разноцветные ладошки
Слайд 24«Волшебный мир театра»
Количество детей: 6
Оснащение центра
Оборудование: шкаф угловой, игровые маркеры «Костюмерная», пуфик, зеркало, ширма, фоторамка, передвижной подиум, преобразующие нити.
Материал: костюмы народов Красноярского края, парики, юбки, платки, короны, сарафаны, шляпки, бусы, браслеты, кольца, маски животных, птиц, хвосты, клювы, неоформленный игровой материал,
Слайд 25- альбомы с подборкой афиш к спектаклям;
- рекламные афиши театров различных
территорий: Железногорский, Минусинский, Норильский, Московский, Санкт-Петербургский и т.д.
Виды театров:
- настольный плоскостной театр по произведениям В. П. Астафьева.
- куклы Би-Ба-Бо;
- пальчиковый театр: персонажи к сказке «Как дедушка Саам врагов перехитрил»;
- теневой, на ладошках;
- театры (японский театр Кабуки, монгольский «Злого духа», финский театр);
- атрибуты к играм – драматизациям по сказкам малых народов красноярского края;
- картотека театрализованных игр: «Цирк», «Передвижной зоопарк».
- фонотека видео театральных произведений, аудио сказок.
Презентационный материал:
-виртуальная эксурссия по театру;
-архитектура зданий;
-профессии театральные
Слайд 26 Центр «Звуки музыки»
Количество детей: 5
Звуки музыки
Оснащение центра
Оборудование: шкаф с полками, магнитофон, микрофон, фоторамка, ЖК телевизор, акустическая система.
Материалы: металлофоны, бубны, барабан, набор шумовых инструментов, гармонь, балалайка, свистульки, баян, губная гармошка.
- инструменты народов Красноярского края: варган, тумран, сангультам.
- картотека аудио , видеозаписей концертов Хворостовского, ансамбля «Танцы Сибири им. Годенко».
- фотографии известных музыкантов, певцов, танцоров Красноярского края.
- музыкально-дидактические игры «Угадай, что звучит», «Чей голос?»(на развитие слуха, «Повтори, что услышал» (на развитие ритма) и др.
Слайд 27Центр «Разноцветные ладошки»
Количество детей: 8 Спец. правила
- своя символика в красном круге
-будь внимательным и осторожным
- работай в спец. одежде
Слайд 28Оснащение центра
Оборудование: столы, стулья, мольберты двусторонние, шкаф-полка, магнитная доска, специальная форма,
дощечки для лепки, гончарный круг, бак для глины, полочка детских работ, указка, орг. стекло, настольная точилка для карандашей, стена творчества (зафиксированный рулон обоев к стене в паспарту).
Материалы: кисти разнообразные, губки, валики, зубные щетки, малярные кисти, ершики, разные карандаши, краски акварельные, гуашь, трафареты, акриловые, маркеры, фломастеры, сангина, клей, палитры, пластилин, глина, тесто соленое, керамическая масса для лепки, бумага цветная, картон, ножницы, неоформленный игровой материал
Раскраски, репродукции росписи народных промыслов, репродукция картины Сурикова «Взятие снежного городка».
Слайд 29Физическое развитие Центр«Крепыш»
количество детей: 6
Спец. правила
- соблюдай правила безопасности.
Слайд 30оснащение центра
Оборудование и материалы:
- полка, доска для профилактики плоскостопия,
беговая дорожка, массажные коврики, нестандартное оборудование, кегли, мячи разных размеров и фактур, мешочки для метания, корзины, скакалки, обручи, дартц, городки, бадминтон, кольцеброс, летающие тарелки, бумеранг, ограничители, атрибуты к национальным играм, бубны, настольные игры хоккей, футбол , клюшки и шайбы.
- альбомы с иллюстрациями по разным видам спорта, книга «Знаменитые спортсмены Красноярья»,
- оформленная полка «Наши достижения», схемы игр по правилам,
Слайд 31ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«У Деда Краеведа»
Слайд 32 Примерные варианты итоговых мероприятий:
- конкурс чтецов на тему «Край
в котором я живу»;
- выставка детских творческих работ;
- КВН «Знатоки Красноярского края»
Слайд 33Оформление микросреды
приемная группы: фотоотчет о деятельности детей по теме «Край мой
родной»
холлы детского сада:
-выставка детских творческих работ на тему «Край, в котором я живу»;
- мини-музей (макеты городов, их достопримечательности, образцы одежды, изделия народного промысла, быта и т.п.)
лестничные пролеты:
магнитные доски с информацией о знаменитых людях Красноярского края
Оформление макросреды
Участок детского сада:
- оформление веранд выносными баннерами с городами Красноярского края,
-оформление участков маркерами «Часовни Прасковеи Пятницкой» и других достопримечательностей городов края;
- неоформленный игровой материал для постройки яранги, чума и т.п.;
- выносной материал для подвижных и сюжетно- ролевых игр малых народов Красноярского края;
- оформление спортивного участка символикой и банером заповедника «Столбы»
Слайд 34Схема развивающей предметно-пространственной среды группы «Радуга»
Слайд 35
Дизайн группы
В оформлении группового пространства использованы
мягкие постельные цвета: две смежные стены окрашены в мягкий персиковый цвет, правая стена окрашена светло-фисташковый цвет, шторы из белой вуали с окантовкой фисташкового цвета. Потолок светло-голубого цвета, есть полочные крючки, на которых крепятся: глобус, мобили.
В группе задействованы верхнее, среднее и нижнее пространство, мебель невысокая, имеет жесткую фиксацию и мобильная, передвижная без острых углов, соответствует возрасту детей. Цветовая гамма мебели: светло-желтая, синяя, светло-красного, фисташкового, зеленого цветов. Пол покрыт линолеумом насыщенного песочного цвета.
Пространство группы имеет гибкое центрирование. Центры обеспечены необходимым материалом, который соответствует возрасту детей, доступен в использовании и способствует реализации активной, разноплановой деятельности.
В оформлении центров используются элементы домашней обстановки. Имеются небольшие ковры: желтого и радужного цветов. Напольные цветы высотой более одного метра, на подоконниках комнатные цветущие растения в горшочках цвета радужного спектра. Для оформления помещения группы используются продукты детской и взрослой дизайн – деятельности.
Обстановка, созданная в группе предоставляет каждому ребенку свободный выбор деятельности и способствует его всестороннему развитию и эмоциональному благополучию.