Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Городищенский детский сад
Музыкальные
народные игры
Разработала:
музыкальный руководитель
I кв. категории
Новоселова Н.А.
участники проекта:
музыкальный руководитель,
воспитатели,
дети, родители
2010 г.
Слайд 2Основополагающий вопрос:
Можно ли с помощью народных игр донести
до потомков традиции,
содержащие в себе богатейший фольклор, колорит обычаев?
Гипотеза:
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное , уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности России, малой Родине.
Слайд 3 Актуальность проекта:
Актуальность проекта считаю в том, что игры являются важным
средством всестороннего развития и воспитания детей. Активное использование музыкальных народных игр способствует углублению знаний детей о народе, его традициях и быте, которые от нас уходят. Это нужно возрождать.
Слайд 4
Музыкальные народные игры.
Большое место отводится музыкальному воспитанию.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия.
Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей. Развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью
, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,
выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю,
стремление к победе.
Слайд 5Цель проекта:
Познакомить дошкольников с музыкальными народными играми и играть в них
самостоятельно.
Задачи проекта:
Повысить уровень своих знаний о народных музыкальных играх.
Создать условия для проведения народных музыкальных игр.
Вызвать интерес к народным музыкальным играм, научить самостоятельно их организовывать.
Воспитывать уважительное отношение
к играм русского народа, воспитывать
любовь к родному краю.
Слайд 6
Центры активности
Музыкальные народные игры
музо
физо
Художественная литература
Развитие речи
изо
Слайд 8
По грибы
Дети становятся парами друг за другом. Оставшийся без пары
проходит под вытянутыми руками, выбирая кого либо.
Слайд 9
Яблонька
Дети образуют круг, в середине ребенок – «яблонька». Дети
двигаются в соответствии с текстом песенки. На слова « вот такой вышины» дети взявшись за руки, поднимают их вверх, на слова «вот такой ширины» – разводят их в стороны. В конце песни все разбегаются, а «яблонька» ловит кого-нибудь.
Слайд 10
Дедушка Сысой
Дети, договорившись, о том, что будут изображать движениями, подходят
к водящему, поют и выполняют особые движения. Если водящий угадает правильно, все разбегаются, а он ловит. Пойманный будет водящим.
Слайд 11
Капустка
В середине круга, размеченного мелом, сидит водящий. Внутри круга
лежит 6-12 листков бумаги, обозначающих капусту. Дети стоят вокруг «огорода» и в конце песни стараются унести капусту», а водящий дотронуться до них рукой, не выходя из круга. Осаленные выбывают из игры, а тот, кто унесет больше будет водить.
Слайд 12
Мышка
Каждый из детей становится на нарисованный кружок, только ведущий
без такого «теремка». Он поет песенку, и после нее дети должны перебегать, меняясь местами, а водящий старается занять «теремок».
Слайд 13
Воробей
Дети выбирают «огородника» и «воробья», затем ведут хоровод и
поют. А «огородник» и «воробей» стоят за кругом. После песни «огородник» ловит «воробья». В опасный момент «воробей» может прятаться в кругу, а «огородника» в круг дети стараются на пропустить.
Слайд 14
Заинька
Дети ведут хоровод вокруг «заиньки, а он старается выскочить
из круга и, если не удалось, пляшет. Затем выбирает нового «заиньку».
Слайд 15
Арина
Дети ведут хоровод вокруг водящего, у которого завязаны глаза.
После песенки водящий подходит к одному из детей и угадывает кто это и называет его имя. Если не угадал – водит еще.
Слайд 16
Карусель
Содержание игры напоминает ребятам катание на карусели. Кружась в
темпе, который задается музыкой и словами, дети все вместе задают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется, и вместе переживают ощущения от такого катания. Это общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое сближает детей.
Слайд 17
Вот так
Дети стоят в кругу вокруг водящего, который на словах
«вот так, вот так…» показывает несколько раз какое-либо движение, а остальные должны выполнять это движение вместе с ним. После игры водящий выбирает себе замену самого внимательного.
Слайд 18
Горелки
Дети встают парами за водящим- «горелкой». После песенки дети
из последней пары бегут с двух сторон вдоль колонны. Они должны взяться за руки, прежде чпм «горелка» осалит одного из них. Если успевают, то встают впереди первой пары, если же кого то осалии, то он будет «горелкой».
Слайд 19
Весна
Двое детей, взявшись за руки и подняв их вверх,
образуют «ворота». Остальные играющие проходят в них друг за другом. В конце песни «ворота» опускают руки, задерживая одного из детей, и тот, выбрав кого-либо, образует с ним новую пару.
Слайд 20
У медведей
Дети выбирают водящего «медведя», он спит, а остальные дети
ходят в произвольном направлении. После песни «медведь» ловит детей. После чего выбирает нового «медведя».
Слайд 21
Вербушка
Дети ходят змейкой или водят хоровод.
Слайд 22
Колокольцы-бубенцы
Дети образуют круг. Один ребенок ходит внутри круга с колокольчиком,
а другой, с завязанными глазами, ловит его. (возможен вариант, когда дети хлопают в ладоши, а водящий с закрытыми глазами ловит , а затем угадывает его имя)
Слайд 26
Результаты проекта:
С помощью народных игр донесла до
детей традиции, содержащие в себе богатейший фольклор, колорит обычаев.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Сформировано устойчивое, заинтересованное , уважительное отношение к культуре родной страны, создана эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности России, малой Родине. Активное использование народных игр способствовало углублению знаний детей о нашей стране. Воспитала у детей чувство коллективизма с помощью народных музыкальных игр.
Слайд 27
Литература
Музыкальные игры и этюды в детском саду. Москва, «Просвещение», 1971г.
Развивающие
игры для детей дошкольного возраста. З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова. Москва, «Просвещение» 1991г.
Детские подвижные игры народов СССР. А.В. Кенеман. Москва, «Просвещение» 1988г.
Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Е.А. Тимофеева. Москва, «Прсвещение 1986 г.
Поем, играем, танцуем дома и в саду. М.А. Михайлова, Е.В. Горбина. Ярославль, 1996г.
Русские народные праздники в детском саду. М.Ю. Картушина. Москва, 2006г.
Наш взрослый детский сад. Москва «Просвещение» 1991г.