Слайд 1Научно-исследовательская работа учеников класса 2.7
МБОУ «СШ№ 49 имени героев даманцев»
г. Хабаровска.
Руководитель: Холод Е.Н.
«Обогащение словарного запаса учащихся
путем изучения фразеологии».
Слайд 2Цель работы:
обогащение словарного запаса.
Актуальность темы:
Речь современных подростков
скудна, бедна и
примитивна.
Фразеологизмы делают нашу речь яркой, экспрессивной.
Проблема исследования:
Понятие фразеологизма как устойчивого сочетания слов, частота применения фразеологизмов в современной речи.
Слайд 4Задачи:
Изучить понятие фразеологизм;
Изучить виды фразеологизмов;
Рассмотреть вопрос возникновения фразеологизмов;
Изучить значение некоторых
фразеологизмов.
Рассмотреть вопрос практического применения фразеологизмов в современном русском языке.
Слайд 5Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью
которого является фразеология. Отсюда и возник интерес к исследованию в данной области.
ГИПОТЕЗА:
Предполагается, что понятие «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических оборотов и их виды многим учащимся начальных классов не знакомы. Несмотря на это, в речи фразеологизмы употребляются достаточно часто.
Слайд 6Как мы работали над проектом.
Посетили школьную и районную библиотеки.
Слайд 9Искали информацию в интернете.
Слайд 10Знакомились с фразеологическими словарями.
Слайд 15Лить крокодильи слезы.
Фальшивое проявление страданий, сожалений, раскаяний.
Знакомили одноклассников с устойчивыми оборотами.
Слайд 1940% обучающихся нашего класса знакомы с устойчивыми выражениями, но точное определение
смогли дать не все ;
25% фразеологизмы используются как украшение речи, для ее эмоциональности, выразительности;
15% обучающимся изучение данной темы помогло расширить свой словарный запас.
Слайд 20Что такое фразеологизмы.
Это устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши»,
«повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу и не имеет автора.
Фразеологизмы метки, ярки, образны, своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни, характеров людей, поэтому они широко используются как изобразительное средство в произведениях художественной литературы.
Слайд 21
Узнали, что такое
фразеология и фразеологизмы в современном русском языке.
Фразеология –
это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Название этого раздела произошло от греческого фразис(phrases) - выражение + логос(logos) – учение.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Фразеологизмы используются в обыденной речи, художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.
Слайд 23Источники фразеологизмов
Исконно русского характера (связанные с жизнью народа, его историей); сказочного
происхождения. Например:
Битый небитого везет; Бабушка надвое сказала;
Связанные с древними ремеслами.
Столяров:
Без сучка, без задоринки.
Рыбаков: Попасться на удочку;
Отражающие детали русского быта. Например:
Лаптем щи хлебать.
Из произведений русских писателей.
Из басен И.А. Крылова: А воз и ныне там; Мартышкин труд.
Из иностранных языков: Авгиевы конюшни, Вавилонское столпотворение.
Слайд 29Вывод:
Наше предположение подтвердилось, понятие «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических
оборотов и их виды не знакомы учащимся начальных классов. Но в своей речи фразеологизмы мы употребляем часто.
Слайд 32Список литературы
1. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука,
1977. – 248с.
2. Введенская, Л. А., Баранов, М. Т. «Русское слово». - М: «Просвещение», 1983. - с. 122 - 140.
3. Жуков, А. В., Жуков, В. П. «Школьный фразеологический словарь русского языка». - «Просвещение», 1989.
4. Ожегов, С. И. «Словарь русского языка». - М: «Русский язык», 1984.
5. Плёнкин, Н. А. «Стилистика русского языка в старших классах». - М: «Просвещение», 1975. - с. 40 - 41.
6.Учебник Н.М. Шанский «Степень семантической слитности фразеологических оборотов» (1985, с.56-65).
7. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / О. Ф. Вакурова, Т. М. Вотелева, К. А. Войлова и др. – М. : Дрофа, 2004)
8. Краткий справочник русского языка (под ред. Леканта), стр. 377-378.
9. Гуманитарный словарь, 2002.
10.БСЭ,1969-1978гг.
Слайд 33Интернет-ресурсы
Wikipedia.org
razumniki.ru
slovari.yandex.ru›БСЭ› Фразеология
festival.1september.ru›
nsportal.ru Алые паруса
Слайд 36PS:
Работая над проектом, мы всё больше замечали, что действительно очень часто
в речи нашего учителя, в художественных произведениях встречаются фразеологические обороты! Мы научились не только их понимать, но и употреблять в своей речи! Было очень интересно работать, а главное – узнавать новое и интересное! Ведь мы очень любознательные ребята! И мы благодарим Елену Николаевну!
Продуктом нашего проекта является отличная презентация для ребят начальной школы, в которой они познакомятся с фразеологизмами, а также выполнят множество интересных заданий, чтобы проверить себя. Успехов вам, ребята!