Слайд 1Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 132
открытого акционерного общества
«Российские
железные дороги»
Проект
«Русская матрёшка»
Подготовили воспитатели: Немеляйнен Елена Андреевна
Свалявина Татьяна Владимировна
Слайд 2
«Мы уверены в том, что народная игрушка
является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Е.Флерина.
Слайд 3 Актуальность:
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка –
это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка« небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры.
В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.
Слайд 4 Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать
игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной.
Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс.
Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста.
Слайд 5Цели:
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной
игрушки; систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке.
создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Слайд 6Задачи:
Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
Выяснить особенности национального сувенира (учить
рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
Обогатить кругозор детей об игрушке.
Слайд 7Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы
эстетического воспитания.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
Обогащать словарь детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Слайд 8Предмет проекта: Матрёшка.
Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный, практико -
ориентированный.
Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, родители.
Срок реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на 4 недели.
Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Слайд 9Результат проекта:
Оформление альбома "История матрёшки".
Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке.
Выставка
"Семейная матрёшка".
Досуг с детьми "Русский сувенир".
Презентация для родителей "История матрёшки".
Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"
Слайд 10Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Планирование работы.
Сбор информации из разных источников (энциклопедии,
рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приёмы:
Опрос.
Беседа: «Матрёшка -национальное культурное наследие России».
Презентация «Русская матрешка».
Слайд 12Беседа: «Матрёшка -национальное культурное наследие России».
Слайд 132 этап. Основной.
Цели:
Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познакомить детей с
матрёшкой в русской культуре.
Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Слайд 14Познавательно-исследовательская деятельность.
НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой).
НОД: Рисование "Русская матрёшка".
НОД: Лепка
"Подружки для матрешки".
НОД по изобразительной деятельности "Веселые матрёшки".
НОД: "День рождения у матрёшки".
Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.
Слайд 16Развитие речи.
Рассматривание изображений разных матрёшек.
Чтение стихов и загадок о кукле.
Составление творческих
рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями.
Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки".
Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт".
Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).
Слайд 17Продуктивная деятельность.
Рисование.
Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Сергиево-Посадская, Вятская… матрёшки)
Слайд 19Лепка.
Тема: "Хоровод матрёшек«
(пластилиновое творчество).
Слайд 20Аппликация.
Тема: "Детская авторская матрёшка".
(работа Максима Б. и мамы)
Слайд 21Музыкально-художественная деятельность.
Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки» (хоровод).
Неваляшки (муз. З.
Левиной, сл. З. Петровой).
Игровая деятельность.
Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
Дидактические игры: "Собери матрёшку", "Построй ряд с закрытыми глазами", "Эти удивительные узоры".
Пальчиковые игры.
Слайд 223 этап. Заключительный.
Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении
в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы.
Слайд 23Итог проекта:
Разработка конспектов НОД.
Выставка: «Русская матрешка».
Презентация проекта.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы
узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Слайд 24Список литературы:
1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве - М: Просвещение,
2002г.
2. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно - прикладное искусство в детском саду. - М.: Советский художник, 1980.
3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1995.
4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» - М.: Просвещение, 2002.
5. О. Я. Воробьёва «Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.