Презентация, доклад на тему Проект Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ

Слайд 1КОРРЕКЦИЯ

КОРРЕКЦИЯ

Слайд 2ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ

ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ

Слайд 3У ДЕТЕЙ

У ДЕТЕЙ

Слайд 4СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 5Педагог-психолог Кочнева Е.С.

Педагог-психолог Кочнева Е.С.

Слайд 7 Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического

развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.
Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности»

Слайд 8 Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение

человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой

Слайд 9 Повышенная тревожность тормозит эмоциональное и познавательное развитие ребенка.


Повышенная тревожность тормозит эмоциональное и познавательное развитие ребенка.

Слайд 10 В дошкольном возрасте главным источником тревожности является семья.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, испытывали различные трудности в своих родных семьях и не получали необходимой заботы и внимания. Чаще всего ребенок приходит из семьи, характеризующейся аморальным образом жизни родителей, употреблением алкоголя и наркотиков, или из семьи, в которой родители психологически и морально не готовы к воспитанию детей. Находясь в такой семье, ребенок недополучает так необходимых ему положительных стимулов к саморазвитию и деятельности, заботы окружающих и взаимопонимания.
В дошкольном возрасте главным источником тревожности является семья. Дети, воспитывающиеся в детском доме, испытывали

Слайд 11 Кроме того, многие дети подвергались насилию со стороны

близких людей. У детей, испытавших насилие, часто возникают эмоциональные проблемы. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации. Поэтому необходимо проводить профилактику нарушений психологического здоровья детей и своевременную коррекцию уже имеющихся отклонений.
Кроме того, многие дети подвергались насилию со стороны близких людей. У детей, испытавших насилие,

Слайд 12 В связи с этим возникла необходимость разработки проекта,

направленного на психологическую поддержку детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.
В связи с этим возникла необходимость разработки проекта, направленного на психологическую поддержку детей, имеющих

Слайд 13 На первом этапе проекта (в ноябре 2014г.) была

проведена диагностика нарушений психологического здоровья детей старшей и подготовительной групп, которая включала в себя ряд методик:
На первом этапе проекта (в ноябре 2014г.) была проведена диагностика нарушений психологического здоровья детей

Слайд 14 - Тест тревожности «Выбери лицо» (Р.Тэмлл, М.Дорки,В.Амен)

- Тест тревожности «Выбери лицо» (Р.Тэмлл, М.Дорки,В.Амен)

Слайд 15 - Беседа о страхах с детьми

- Беседа о страхах с детьми

Слайд 16 - Диагностика самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн)

- Диагностика самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн)

Слайд 17 - Анкетирование воспитателей групп с целью выявления сложностей в эмоционально-личностной

сфере детей
- Анкетирование воспитателей групп с целью выявления сложностей в эмоционально-личностной сфере детей

Слайд 18- Наблюдение за поведением ребенка с целью выявления детей с тревожным

состоянием.
- Наблюдение за поведением ребенка с целью выявления детей с тревожным состоянием.

Слайд 19 По результатам диагностического обследования 78% воспитанников старшей и

подготовительной групп имели различные виды страхов:
По результатам диагностического обследования 78% воспитанников старшей и подготовительной групп имели различные виды страхов:

Слайд 20 - медицинские - 33% детей,

- медицинские - 33% детей,

Слайд 21 - пространственные - 28%,

- пространственные - 28%,

Слайд 22 - связанные с причинением физического ущерба – 56%,

- связанные с причинением физического ущерба – 56%,

Слайд 23 - социально-опосредованные – 33%,

- социально-опосредованные – 33%,

Слайд 24 - страх животных и сказочных персонажей – 33%,

- страх животных и сказочных персонажей – 33%,

Слайд 25 - кошмарных снов и темноты – 50%, смерти – 45%.


- кошмарных снов и темноты – 50%, смерти – 45%.

Слайд 26 Надо отметить, что в детском возрасте большая часть

страхов (отечественные психологи выделяют 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 18 лет) считается нормальным явлением, эти страхи со временем проходят. Например, страх Бабы Яги обычно проходит к 6 – 7, а страх чужих людей – к 5 годам.
Надо отметить, что в детском возрасте большая часть страхов (отечественные психологи выделяют 29 страхов,

Слайд 27 Особое беспокойство вызывают тревожные дети – они обычно

чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Такие дети постоянно пребывают в состоянии напряженности, ожидая неприятностей, имеют слабую познавательную активность и низкий уровень умственной работоспособности
Особое беспокойство вызывают тревожные дети – они обычно чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в

Слайд 28 По результатам диагностики было выявлено 6 детей с

повышенным уровнем тревожности (2 – из старшей группы и 5 – из подготовительной, уровень тревожности > 50%), сформирована коррекционная группа и поставлены следующие задачи:
По результатам диагностики было выявлено 6 детей с повышенным уровнем тревожности (2 – из

Слайд 29Снизить тревожность

Снизить тревожность

Слайд 30Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания

Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания

Слайд 31Формировать навыки общения, контроля своего поведения

Формировать навыки общения, контроля своего поведения

Слайд 32Расширять эмоциональный опыт

Расширять эмоциональный опыт

Слайд 33Повысить уверенность в себе

Повысить уверенность в себе

Слайд 34Научить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

Научить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

Слайд 35 Практический этап проекта длился с декабря 2014г. по

март 2015г. и включал в себя два направления работы:
Практический этап проекта длился с декабря 2014г. по март 2015г. и включал в себя

Слайд 361) психологическое просвещение сотрудников детского дома с целью профилактики нарушений психологического

здоровья у детей. Оно предусматривало следующие формы работы:
1) психологическое просвещение сотрудников детского дома с целью профилактики нарушений психологического здоровья у детей. Оно предусматривало следующие

Слайд 37 - Консультации для педагогов: «Коррекция поведенческих проблем у воспитанников», «Как

управлять своими эмоциями», «Обидчивые дети. Как работать с такими детьми»;
- Консультации для педагогов: «Коррекция поведенческих проблем у воспитанников», «Как управлять своими эмоциями», «Обидчивые дети. Как

Слайд 38 - Консультация для младших воспитателей «Тревожные дети. Как работать с

такими детьми»;
- Консультация для младших воспитателей «Тревожные дети. Как работать с такими детьми»;

Слайд 39 - Оформление информационного стенда «Особенности эмоционального развития дошкольника: детские страхи»;

- Оформление информационного стенда «Особенности эмоционального развития дошкольника: детские страхи»;

Слайд 40 - Публикация в «Домашней газете» в рубрике «Советы психолога»: «Как

научить детей быть счастливыми»;
- Публикация в «Домашней газете» в рубрике «Советы психолога»: «Как научить детей быть счастливыми»;

Слайд 41 - Оказание помощи педагогам и младшим воспитателям по вопросам психопрофилактики

негативных поведенческих проявлений у воспитанников (по запросам).
- Оказание помощи педагогам и младшим воспитателям по вопросам психопрофилактики негативных поведенческих проявлений у воспитанников (по

Слайд 422) коррекционные занятия с детьми. При их проведении учитывались следующие принципы:

2) коррекционные занятия с детьми. При их проведении учитывались следующие принципы:

Слайд 43Учет индивидуально-психических особенностей ребенка (предполагает индивидуальный подход).

Учет индивидуально-психических особенностей ребенка (предполагает индивидуальный подход).

Слайд 44Создание благоприятного микроклимата социальной среды (понимание существующей проблемы и оказание помощи

и поддержки всеми близкими взрослыми) .
Создание благоприятного микроклимата социальной среды (понимание существующей проблемы и оказание помощи и поддержки всеми близкими взрослыми) .

Слайд 45Осуществление единства диагностики и коррекции.

Осуществление единства диагностики и коррекции.

Слайд 46Деятельностный подход к коррекционной работе (базовыми видами деятельности для коррекционной работы

в детском возрасте, по мнению П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, выступают игровая, изобразительная деятельность и восприятие художественных произведений и музыки).
Деятельностный подход к коррекционной работе (базовыми видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте, по мнению П.Я.Гальперина,

Слайд 47Отношение к каждому ребенку, как к лучшему.

Отношение к каждому ребенку, как к лучшему.

Слайд 48 Все занятия с детьми имели гибкую структуру, наполняемую

разным содержанием. Использовались формы и методы, направленные как на осознанное обесценивание страхов, так и на их бессознательное устранение:
Все занятия с детьми имели гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Использовались формы и методы,

Слайд 491. Приём сказкотерапии использовался во время занятий в сенсорной комнате. Применение

музыки и аромамасел усиливало терапевтический эффект специально подобранных проблемноориентированных сказок, которые побуждали сосредоточиться на проблеме, но не давали жестких рекомендаций. Использовались приемы сочинения, пересказывания и анализа сказок.
1. Приём сказкотерапии использовался во время занятий в сенсорной комнате. Применение музыки и аромамасел усиливало терапевтический эффект

Слайд 50 Вместе с детьми придумывали благополучный конец страшной истории

или наделяли отрицательного героя чертами, которые бы вызывали сочувствие к нему или же улыбку. (Бабу Ягу одели в туфли на каблуках, а она на них ходить не умеет и все время падает). Совместное со взрослым сочинение сказок и историй помогало детям выражать словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывали их не себе, а вымышленному герою, это способствовало снижению эмоционального груза внутренних переживаний и в какой-то мере успокаивало ребенка.
Вместе с детьми придумывали благополучный конец страшной истории или наделяли отрицательного героя чертами, которые

Слайд 51 Для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения,

развития личностных потенциалов использовались медитативные сказки. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Главное их назначение – сообщение нашему бессознательному позитивных идеальных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
Для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностных потенциалов использовались медитативные сказки.

Слайд 52 Как правило, тревожные дети не любят говорить о

своих проблемах. В этом случае помогает прием рисования.
Как правило, тревожные дети не любят говорить о своих проблемах. В этом случае помогает

Слайд 532. Арт-терапия. Многократное изображение ребенком вызывающих страх объектов и ситуаций снижает

эмоциональное напряжение и состояние волнения от тревожного ожидания разрушительного воздействия устрашающего фактора. Во время рисования происходит актуализация страхов (не надо бояться оживления боли и страхов, так как это одно из условий полного их устранения; гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике ребенка, готовые вспыхнуть в любой момент), повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку предлагается либо уничтожить страх (разорвать, измять, выбросить) - т.е. победить его, либо подружиться с ним: нарисовать его нестрашным. Чаще всего дети выбирали позитивные пути решения проблемы, то есть хотели подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.
2. Арт-терапия. Многократное изображение ребенком вызывающих страх объектов и ситуаций снижает эмоциональное напряжение и состояние волнения от

Слайд 543. Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра.

Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам. Включает в себя мимические и пантомимические этюды (например этюд «Котята», «Ночные звуки»), игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: смелость, доброта и др. (этюд «Страх», «Злой язычок», игра «Зайки и слоники»), тренинг моделирования стандартных ситуаций («Один дома», «Ой, ой, живот болит»). Применяемые упражнения были направлены на обучение элементам техники выразительных движений при изучении эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении.
3. Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра. Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам.

Слайд 554. Игротерапия. В игре ребенок становился более эмоционально открытым, активным, искренним,

и мог самостоятельно предложить объяснение своих страхов и найти выход из стрессовой ситуации.
4. Игротерапия. В игре ребенок становился более эмоционально открытым, активным, искренним, и мог самостоятельно предложить объяснение своих

Слайд 56 Применение образно-ролевых игр пугающей тематики помогало воссоздавать психотравмирующие

ситуации и, погрузив в них детей, сформировать новые эмоционально-адекватные способы поведения. Тематика игровых ситуаций подбиралась в зависимости от доминирующих страхов: «На приеме у врача», «Меня оставили одного», «Мне приснилась Баба яга». При их проведении учитывались условия:
Применение образно-ролевых игр пугающей тематики помогало воссоздавать психотравмирующие ситуации и, погрузив в них детей,

Слайд 57 - принятие ребенка таким, какой он есть,

- принятие ребенка таким, какой он есть,

Слайд 58 - нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс,

- нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс,

Слайд 59 - игра не комментируется взрослым,

- игра не комментируется взрослым,

Слайд 60 - в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.

- в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.

Слайд 61 В качестве разминки на игровых занятиях использовались такие

игры, как «Комплименты», «Волшебный стул», «Я люблю себя за…» - эти игры, направленные на повышение самооценки, помогли детям узнать много приятного о себе и товарищах, взглянуть на себя глазами других детей.
В качестве разминки на игровых занятиях использовались такие игры, как «Комплименты», «Волшебный стул», «Я

Слайд 62 Также использовались игры на снижение напряженности, мышечных зажимов,

страхов и тревожности, повышения уверенности в себе: «Насос и мяч», «Тень», «Настроение и походка», «Иван Царевич и Серый волк», «Паутинка».
Также использовались игры на снижение напряженности, мышечных зажимов, страхов и тревожности, повышения уверенности в

Слайд 635. В структуру занятий включались упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке

тела и психики к деятельности, сосредоточению на своём внутреннем мире, освобождению от излишнего и нервного напряжения.
5. В структуру занятий включались упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточению

Слайд 646. Упражнения на концентрацию помогали сосредоточиться на своих зрительных, звуковых и

телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
6. Упражнения на концентрацию помогали сосредоточиться на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и

Слайд 653.Функциональная музыка - успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения

эмоциональной напряженности, переключения внимание.
3.Функциональная музыка - успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения эмоциональной напряженности, переключения внимание.

Слайд 665.Метод телесной терапии способствовал снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

5.Метод телесной терапии способствовал снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Слайд 67 На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика.

Для получения объективных данных использовались те же методики, что и на подготовительном этапе. Диагностика показала успешность проведенной коррекционной работы. У всех воспитанников тревожность снизилась до среднего уровня (от 20 до 50%) – это полезная тревожность.
На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика. Для получения объективных данных использовались те

Слайд 68Контрольная диагностика развития эмоционально-личностной сферы, направленная на выявление личностных особенностей по

методике «Рисунок несуществующего животного» подтвердила полученные результаты и одновременно помогла выявить детей с повышенной агрессивностью и отклоняющейся самооценкой.
Контрольная диагностика развития эмоционально-личностной сферы, направленная на выявление личностных особенностей по методике «Рисунок несуществующего животного» подтвердила полученные

Слайд 69 Таким образом, результатом работы по проекту стало:

Таким образом, результатом работы по проекту стало:

Слайд 70Повышение уверенности детей в себе.

Повышение уверенности детей в себе.

Слайд 71Снижение тревожности.

Снижение тревожности.

Слайд 72Снижение количества страхов.

Снижение количества страхов.

Слайд 73Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях.

Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях.

Слайд 74Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Слайд 75 Повышенная тревожность – это обратимое расстройство психики. Помочь

детям полностью избавиться от страхов и неврозов, снизить уровень тревожности можно, для этого нужно внимательно относиться к проблемам наших детей и принимать активное участие в их жизни. Но главное, дети всегда должны чувствовать, что они хорошие, талантливые и любимые.
Повышенная тревожность – это обратимое расстройство психики. Помочь детям полностью избавиться от страхов и

Слайд 78Литература:

Литература:

Слайд 79Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. – М.:

ТЦ Сфера, 2008.
Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Слайд 80Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. –

Волгоград: Учитель, 2008.
Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Волгоград: Учитель, 2008.

Слайд 81Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6 – 7

лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия. – Волгоград: Учитель, 2015.
Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6 – 7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия.

Слайд 82Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.

Слайд 83Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и

игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.

Слайд 84Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007г., №9, с. 89-

95
Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007г., №9, с. 89- 95

Слайд 85Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы.

– Волгоград: Учитель, 2013.
Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть