Слайд 1
Педагогический проект
«Бабушкин сундучок»
по нравственно – патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
Слайд 2Актуальность
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться
к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Знакомство с чувашской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, игрушками и т.д.).
Нередко и сами дети задают совсем недетские вопросы для того, чтобы узнать свою Родину: «Какие игрушки были у наших бабушек?», «Из каких материалов делают народных кукол?», «В каких домах жили наши дедушки и бабушки?», «Какая у них была посуда?» и многое другое. И не всякий взрослый может ответить на эти вопросы.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Реализация проекта «Бабушкин сундучок» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Слайд 3Паспорт проекта
Цель: Формирование духовно - нравственного отношения к культурному наследию своего
народа и развитие художественно - творческих навыков посредством ознакомления детей с игрушками, старинной посудой, мебелью, предметами быта.
Задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
2. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
4. Познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к посещению музея.
Вид: Краткосрочный, практико - ориентированный проект
Сроки реализации: 1 неделя
Возраст детей: 5-6 лет
Участники: Педагоги, родители, воспитанники
Разработчики: Мишакова Ирина Аркадьевна, воспитатель, 1 квалификационная категория.
Слайд 4Ресурсы проекта
Мини музей в детском саду;
Чувашский национальный музей города Чебоксары;
Уголок родного края в группе;
Дидактические игры;
Альбомы;
Материалы для творческой деятельности.
Слайд 5Конечный результат
У детей расширенные и систематизированные знания об обычаях и
обрядах чувашского народа, праздниках и народных творчествах;
Сформированные знания об элементах материальной культуры (предметами быта, орудиями труда, одеждой);
Повысился уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
Улучшение родительского общения, атмосферы взаимодействия родителей и детей.
Слайд 6Продолжительность и этапы проекта
I этап- подготовительный
Слайд 7Продолжительность и этапы проекта
II этап – содержательный
Слайд 8Продолжительность и этапы проекта
III этап – оценочный
Слайд 9Литература
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ МИНОБРНАУКИ
РОССИИ от 17.10.2013 №1155.- Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса: «Мозаика – Синтез», М. - 2010.
Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.
И. Н. Котова, А. С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб: «Паритет», 2008г.
Программа воспитания ребенка - дошкольника. / Под ред. О. В. Драгунова.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд- во, 1995.- 231 с.
Васильева Л. Г. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (на материале чувашского орнамента)
Слайд 12Посещение мини- музея
в детском саду
Слайд 13Посещение лавки с чувашскими сувенирами
Слайд 14Посещение Чувашского национального музея,
мастер- класс по созданию обрядовых кукол