Слайд 1Проблема преемственности детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального
государственного образовательного стандарта
Слайд 2Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Слайд 3 Проблемы преемственности:
«скачкообразное» изменение методов и содержания
обучения;
обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Слайд 4 Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Слайд 5
Одна из важнейших задач - создание единого образовательного процесса, связывающего
дошкольные и школьные годы.
Слайд 6
Преемственность с позиции школы-
это опора
на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения;
это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного
и операционного уровня развития ребёнка.
Слайд 7Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный
процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка:
развитию его компетентности,
креативности,
самостоятельности,
ответственности,
произвольности,
самосознания и самооценки,
свободы и безопасности поведения.
Слайд 8Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Слайд 9 Задачи предшкольной подготовки
формирование положительной учебной мотивации
;
развитие основных психических функций, необходимых
для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
развитие элементарных математических представлений;
развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;
развитие мелкой моторики;
формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;
развитие творчески активной личности.
Слайд 10Введение в школьную жизнь (знакомство с правилами поведения в школе, на
уроке, на перемене).
• Комплексное развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
• Развитие эмоционально-чувственной сферы, воспитание адекватности эмоциональных проявлений на события с выраженной положительной и отрицательной окраской (знакомство с чувствами, эмоциями, обучение сопереживанию, эмпатии, рефлексии).
• Развитие речи детей.
Слайд 11Главная задача предшкольной подготовки - формирование у детей мотивации к обучению
в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.
Слайд 12 Цель предшкольной подготовки:
Обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса с
плавным переходом детей в возрасте 6-6,5 лет от дошкольного к начальному общему образованию;
Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе
Консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста; заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны педагогов и специалистов.
Создание равных стартовых возможностей для детей, поступающих в начальную школу;
Слайд 13 Результатом предшкольной подготовки является такая подготовка, которая позволит ребёнку не
только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Слайд 14 Дошкольник должен уметь:
участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать
на них;
называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,
пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
осознанно составлять рассказ по серии картинок;
выполнять простейшие графические задания;
рассказать сказку; загадать загадку, выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;
использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов;
анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям;
сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме;
ориентироваться в пространстве листа, выполнять простейшие графические задания;
Слайд 15Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада
и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Формы
осуществления преемственности
Слайд 17Работа с детьми
экскурсии в школу;
посещение школьного музея;
знакомство и взаимодействие
дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Слайд 18Работа с педагогами
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые
столы педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Слайд 19Работа с родителями
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
визуальные средства общения;заседания родительских клубов
Слайд 20 Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы
первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.