Презентация, доклад на тему Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения и русского языка

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая

Слайд 1Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения и русского языка
Учитель

начальных классов
МБОУ лицея №3
Дубровина В. А.
Г. Сургут
2018 год
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения и русского языкаУчитель начальных классовМБОУ лицея №3Дубровина В. А.Г.

Слайд 2«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир

и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.»
(В.А.Сухомлинский)

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

(Д.Дидро)

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед

Слайд 3Понятие «читательская грамотность»
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные

тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Понятие «читательская грамотность»«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься

Слайд 4Приёмы формирования читательской грамотности
Прием – «Словарики»
При первичном чтении

произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.

Приёмы формирования читательской грамотностиПрием – «Словарики»   При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом,

Слайд 5


На примере рассказа В. Драгунского «Он живой и светится»

- Прочитайте название произведения. (- Знаком ли вам автор? Какие его произведения вы читали?)
-Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.
-Сделайте свои предположения, о ком пойдет сегодня речь на уроке?
1.Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать»
-Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?
-А какое чувство испытали вы?
-А как вы думаете,  что произойдёт дальше?
2.Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её- сказал Мишка , тогда увидишь»
-О чём говорили мальчики?
-По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный?
-Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?
3.Чтение учеником 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»
-Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка)
-Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?
-Как вы думаете, чем закончится рассказ?
-Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.


Приём – «Чтение с остановками».

•	     На примере рассказа В.

Слайд 6
Приём «Синквейн».


Сказка.
Волшебная, бытовая.
Читать, пересказывать, учить. Сказка — ложь,

да в ней намек. Фантазия, выдумка. 


Русский язык
Великий, могучий.
Учится, преподаётся, развивается.
Один из предметов в школе.
Россия.

Приём «Синквейн».  Сказка. Волшебная, бытовая.Читать, пересказывать, учить. Сказка — ложь, да в ней намек.

Слайд 7
Приём «Работа с

вопросником»
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
1. Назовите главных героев произведения.
2. Где происходят события?
3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
6. Что однажды произошло?
7. Что случилось с собачкой через год?
8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
9. Чем заканчивается быль?
10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
11. Каково ваше впечатление от рассказа?

Приём  «Работа с вопросником»Л.Н. Толстой «Лев и собачка»1.	Назовите главных

Слайд 8Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Приём «Мозговой штурм»
Приём «Уголки»
Приём «Написание

творческих работ»
Приём «Создание викторины».
Приём «Логическая цепочка».
Приём «Верите ли вы, что….»
Приём «Мозайка»

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».Приём «Мозговой штурм» Приём «Уголки» Приём «Написание творческих работ» Приём «Создание викторины». Приём

Слайд 9Приём «Логическая цепочка».
На примере рассказа В. Драгунского «Он живой и

светится»

- Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.
– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски") и т.д.
Приём «Логическая цепочка». На примере рассказа В. Драгунского «Он живой и светится»- Читая текст, подумайте, на сколько

Слайд 10 Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Примеры ключевых слов толстых и тонких

вопросов
1) Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

2) Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?


Приём «Тонкие и толстые вопросы». Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов1) Толстые вопросы

Слайд 11Приём «Кластер»

Приём «Кластер»

Слайд 13Приём «Лингвистическая сказка»

Приём «Лингвистическая сказка»

Слайд 15Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)

Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)

Слайд 16Желаю вам учеников, умеющих читать вдумчиво, выразительно, осмысленно и продуктивно !

Желаю вам учеников, умеющих читать вдумчиво, выразительно, осмысленно и продуктивно !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть