Слайд 1МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
Старший воспитатель: Равкова М.В.
«Принцип построения
ООД по развитию речи дошкольников в соответствии ФГОС ДО»
Слайд 2Льется
тихая речь,
словно
стылый
ручей
Слайд 3Это выражение о красоте изложения мыслей.
Журчание воды это приятный для слуха
звук,
ты слушаешь его и наслаждаешься.
Поэтому выражение
"а как речь-то говорит словно реченька журчит»
подтверждает что говорящий, излагает свои мысли грамотно, красиво, приятно для слуха.
Объясните смысл выражения.
«а как речь-то говорит словно
реченька журчит»
Слайд 4Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения
с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
1. Владение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
2. Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
Слайд 54. Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно
составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
5. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Слайд 6Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития
детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку:
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.
Слайд 7Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании
речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. Специально организованные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.
Слайд 8Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное
владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их (См. Жуйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. – М., 1968. – С.284.)
Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность следует развивать. Например, по мнению Д. Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. В противном случае она, «выполнив в минимальной степени свою функцию, необходимую для овладения грамматическим строем, свертывается и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.
Слайд 9Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том,
что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.
Простого механического повторения и накопления отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что следует организовать процесс познания ребенком самой языковой действительности. В центре обучения должно быть формирование осознания явлений языка (Ф. А. Сохин). А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
Слайд 10Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного
образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.
Слайд 11Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в
структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.
Слайд 12Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в
том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение; индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др.
Следование этому принципу обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.
Слайд 13 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ .
- РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения .
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ. Морфология ( изменение слов по родам, числам, падежам ), синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Диалогическая ( разговорная) речь, монологическая речь ( рассказывание ).
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОСОЗНАНИЯ ЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову .
Слайд 14Методы и приемы
речевого развития дошкольников
Слайд 15 Основные направления работы
по развитию речи детей
Слайд 16 СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
РЕЧИ :
- общение взрослых и детей;
-культурная языковая среда;
- обучение родной речи;
- художественная литература;
- изобразительное искусство, музыка, театр ;
- занятия по другим разделам программы.
Слайд 17 Связь речевого развития
с другими видами деятельности?
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является важным звеном и условием реализации задач речевого развития . Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей . А для более эффективного развития речевой активности, педагогу необходимо: развивать потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, правильно, коррректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речевое развитие напрямую связано с познавательно- исследовательской деятельностью . Формирование речевых умений происходит в три этапа.
На первом этапе ( репродуктивном, при активном участи взрослого ) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания ( от 2 до 5 предложений ) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого.
Слайд 18На втором этапе ( самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил и
т.д. ) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса тематических групп в соответствии с темами бесед ( с учётом возраста).
На третьем этапе ( творческой реализации знаний и умений ) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире ( с учётом возраста ).
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико – фонематические процессы, связная диалогическая речь .
Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала.
Слайд 19ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА.
В ходе реализации данного вида деятельности через
диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы.
В процессе восприятия художественной литературы и фольклора происходит понимание текста на слух, а на рефлексивном этапе дети инсценируют произведение, поют, что способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формированию звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
КОНСТУИРОВАНИЕ.
Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогащать активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи .
Слайд 20ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обогащение словарного запаса ребёнка – дошкольника происходит через знакомство с
основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами ( живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами ( форма, цвет, колорит, композиция ). В ходе реализации данного вида деятельности педагогам создаются условия для применения активного словаря ( описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений ( при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи ( вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка ).
Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков .
Слайд 21МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия . При специально организованной деятельности дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных произведений.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД.
В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально – положительное реагирование на просьбы и требования взрослого.
Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных классов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Слайд 22ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей
в образовательный процесс . В работе с родителями мы используем следующие формы :
- мастер - классы;
- круглые столы;
-семинар – практикумы;
-создание родительских клубов;
-интеллектуальную игру « Что? Где? Когда?»;
-индивидуальные консультации;
-обучающие презентации.
Слайд 23Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т.к. именно педагог
закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания . Речь педагога должна отвечать следующим требованиям.
- ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам.
- ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
- ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3- х смыслообразующих компонентов : начало, основная часть и конец высказывания.
- ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
- ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
- БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.
- УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Слайд 24Вставь ударение в словах.
договор
жалюзи
красивее звонит
средства флюорография
водопровод творог
щавель жалюзи
магазин баловать
алфавит документ
километр столяр
дремота каталог
сверлит банты
кулинария сливовый
петля досуг
ремень
Слайд 25Вставь ударение в словах.
договор
жалюзи
красивее звонит
средства флюорография
водопровод творог
щавель жалюзи
магазин баловать
алфавит документ
километр столяр
дремота каталог
сверлит банты
кулинария сливовый
петля досуг
ремень
Слайд 26Дети в садик бежат.
Ты за ними бежи.
Из домика вылазь.
Ехай на лисопеде.
Видишь, как я ездию.
Подежурь заместо меня.
Давай вместе играться.
Лопатку вот сюда нужно ложить, положь.
Я чистию свое пальто.
Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».
«Исправь ошибки»
Слайд 27
«Почувствуй разницу»
Я проснулась утром рано и стала собираться на работу.
Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать)
Что можно надевать на себя?
А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).
! Надевать что-то, одевать – кого-то.
Слайд 28каблограмма
КАБЛОГРАММА — (Cablegram) телеграмма, переданная по подводному кабелю.
В эту игру можно поиграть на прогулке, в дороге, дома.
Вам понадобится бумага и карандаш.
Правила игры:
Участник называет какое-нибудь слово, в котором не должно быть букв й, ы, ь, ъ.
Задача играющего - придумать телеграмму, в которой каждое слово начинается с одной из букв названного слова, т.е. первое слово – с первой буквы, второе - со второй, третье - с третьей и т.д. Придуманное слово может быть любой длины.
Слайд 29
.
Как играть:
Шаг 1. Напишите на листе бумаги в столбик имя
(ребенка, бабушки, Ваше имя, и т.д.). Можно написать и просто слово. Слово должно состоять из 5 и более букв.
Шаг 2. Вместе с детьми придумайте свое толкование этого слова, т.е. предложение, в котором слова начинаются с букв заданного слова и следуют по порядку.
Пример 1.
Г — Гигантский
Р — робот
И — ищет
Ш — шапку
А – атамана
Предложение получилось такое:
«Гигантский робот ищет шапку атамана».
Слайд 30Пример 2.
С - Сергей
В — вечером
Е — ел
Т — твёрдый
А —
абрикос.
Получилось предложение:
«Сергей вечером ел твердый абрикос».
Составить телеграмму со словами ( сок, мак, гранат, Ира, рука,
Окно…….)
Слайд 31И закончить своё выступление хотелось бы
словами Виктора Зубкова
« Неспособных
людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.
А поскольку эти задачи решаются в детстве, то вина в этом, прежде всего, взрослых.
Без их помощи ребёнку эти проблемы не решить.»
Творческих Вам успехов!