Презентация, доклад на тему Приемы технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Содержание

Всё наше достоинство – в способности мыслить.Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто.Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности.

Слайд 1 «Приемы технологии критического мышления на уроках в начальной школе.»
Учитель начальных

классов
МБОУ «СОШ №21» г. Славгорода
Коренек С.Ю.
«Приемы технологии критического мышления на уроках в начальной школе.»Учитель начальных классовМБОУ «СОШ №21» г. СлавгородаКоренек С.Ю.

Слайд 2 Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас,

а не пространство и время, в которых мы ничто.
Постараемся же мыслить достойно – в этом основа
нравственности.
Б. Паскаль.

Всё наше достоинство – в способности мыслить.Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в

Слайд 3«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты

образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» /Стандарты второго поколения/.
«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов».

Слайд 4Основные условия построения урока
Приоритет индивидуальности
Условие вариативности
Условие открытости

Основные условия построения урока Приоритет индивидуальности Условие вариативности Условие открытости

Слайд 5Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и

умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе

Слайд 6Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся

знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой

Слайд 7Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы
получение

новой информации;
ее осмысление;
соотнесение новой информации с собственными знаниями;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.


Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы получение новой информации;ее осмысление;соотнесение новой информации с

Слайд 8Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ - (рефлексия)
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление

и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ - (рефлексия) выражение новых идей и информации собственными словами;целостное осмысление и обобщение полученной информации на

Слайд 12Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
« Кластер»,
« Корзина идей»,
«Денотатный граф»,
«

Дерево предсказаний»,
«Верные и неверные утверждения»
Некоторые приёмы стадии «Вызова»: « Кластер», « Корзина идей», «Денотатный граф», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные

Слайд 13Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как

Слайд 14Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного

обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Приём «Корзина идей»	    Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:Почва –

Слайд 15Приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт»,
«Чтение с остановками»,
таблица « Плюс – минус - интересно»,
таблица

«ЗХУ»,
«Таблица – синтез»,
«Сводная таблица»,
таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие
Приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт»,«Чтение с остановками»,таблица « Плюс – минус - интересно»,таблица «ЗХУ»,«Таблица – синтез»,«Сводная таблица»,таблица «Что?

Слайд 16Прием «Сводная таблица»: Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Какие полезные ископаемые

вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
Заполни Сводную таблицу.
Практическая работа в группах.

Прием «Сводная таблица»:  Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая

Слайд 17Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Слайд 18Приём «Инсерт».
При работе с текстом в данном приёме используется два шага:

чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Приём «Инсерт». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение

Слайд 19Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой
соответствует числу значков

маркировки:
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

Слайд 20Окружающий мир, 2класс, «Про воздух…».
На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на

вопрос: что такое воздух?
Самостоятельно читают статью в учебнике.
- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Окружающий мир, 2класс, «Про воздух…». На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое воздух?Самостоятельно читают

Слайд 21Приём таблица «ЗХУ» Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

Приём таблица «ЗХУ» Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

Слайд 22приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп»,
«Ромашка вопросов»,
«Синквейн»,
«Диаманта» и другие

приёмы стадии «Рефлексия»:«Шесть шляп»,«Ромашка вопросов»,«Синквейн»,«Диаманта» и другие

Слайд 23Приём «Шесть шляп». Окружающий мир, 2 класс, «Какие бывают растения».
Класс делится

на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: что все растения на Земле различаются.
Используйте материал учебника на стр.56 - 57
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.

Приём «Шесть шляп».  Окружающий мир, 2 класс, «Какие бывают растения». Класс делится на 6 групп. Каждой

Слайд 24 ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и

последняя из которых – понятия с противоположным значением. Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с

Слайд 25Чтение учащимися ДИАМАНТ.
ВАНЬКА
несчастье
грязный, голодный
измученный, загнанный, уставший
горе, неудача, нужда, безысходность
ожидающий, мечтающий, надеющийся
сытый,

удовлетворённый
счастье
Чтение учащимися ДИАМАНТ.ВАНЬКАнесчастьегрязный, голодныйизмученный, загнанный, уставшийгоре, неудача, нужда, безысходностьожидающий, мечтающий, надеющийсясытый, удовлетворённый счастье

Слайд 26Прием РАФТ: Окружающий мир, 2 класс, «Если хочешь быть здоров».
Учитель: Определим четыре

параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Марс)
Ф - форма – рассказ
Т – тема «Как правильно питаться, чтобы сохранить здоровье»
Учитель предлагает ученикам:
-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Прием РАФТ: Окружающий мир, 2 класс, «Если хочешь быть здоров». Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.Р –

Слайд 27Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира позволяет получить очень

хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники

Слайд 28СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть