Презентация, доклад на тему Причины возникновения девиантного поведения и методы работы по его профилактике в ОУ

Содержание

Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Педагог должен знать: Понятия и формы отклоняющегося поведения Факторы риска, формирующие девиантное поведение Причины отклонений (что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние) Алгоритм действий

Слайд 1Причины возникновения девиантного поведения и методы работы по его профилактике
Учитель

начальных классов
КГУ «Средняя школа» №19
Макарова Оксана Владимировна
Причины возникновения девиантного поведения и методы работы по его профилактике Учитель начальных классовКГУ «Средняя школа» №19Макарова Оксана

Слайд 2Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?


Педагог должен знать:

Понятия и формы отклоняющегося поведения
Факторы риска, формирующие девиантное поведение
Причины отклонений (что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние)
Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:
- основные направления работы с девиантными детьми
- основные направления работы с родителями
- основные направления работы с педагогами
- формы и методы психолого-педагогического воздействия
- модели пропаганды здорового образа жизни
- модели профилактики злоупотребления ПАВ

Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Педагог должен знать: Понятия и формы

Слайд 3 Понятие девиантного поведения
Под девиантным (от лат. Deviatio-отклонение) поведением подразумевается:
поступок, действия

человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам,
социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы.
Отклонения от социальных норм могут быть:
позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
По толковому словарю русского языка Ожегова С.И.,
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.



Понятие девиантного поведения    Под девиантным (от лат. Deviatio-отклонение) поведением подразумевается: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным

Слайд 4Классификация отклонений по А.Ф.Никитину
По особенностям взаимоотношений и общения с детьми

воспитателей, педагогов (трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы)
По образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, безпризорные, социально запущенные дети).
По специфике ошибок и недостатков процессе воспитания (педагогически запущенные).
По уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии).
По несоответствию действий подростков закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители).
Классификация отклонений  по А.Ф.Никитину По особенностям взаимоотношений и общения с детьми воспитателей, педагогов (трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы)По

Слайд 5Формы девиантного поведения
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение

Формы  девиантного поведенияАнтисоциальное поведениеАсоциальное поведениеАутодеструктивное поведение

Слайд 6Антисоциальное поведение
- поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку

и благополучию окружающих.

Антисоциальные поступки:
- Насилие над более младшими и слабыми
сверстниками, животными
- Воровство
- Мелкое хулиганство
- Вандализм
- Порча чужого имущества
- Торговля наркотиками

Антисоциальное поведение - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.Антисоциальные поступки:- Насилие над

Слайд 7Асоциальное поведение
- уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе,

угрожающее благополучию межличностных отношений

Асоциальные поступки:
- Побеги из дому
- Систематические пропуски в школе
- Агрессивное поведение
- Ложь
- Вымогательство
- Беспорядочные половые связи
- Ненормативная лексика
- Настенные надписи и рисунки
непристойного характера


Асоциальное поведение - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношенийАсоциальные поступки:- Побеги

Слайд 8Аутодеструктивное поведение
- поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее

целостности и развитию личности

Аутодеструктивные поступки:
- Курение
- Токсикомания
- Наркомания
- Вскрытие вен
- Алкоголизм
- Суицид



Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личностиАутодеструктивные поступки:

Слайд 9Линии нарушений девиантного поведения:
нарушение обучения
нарушение поведения
нарушение общения
нарушение

самосознания
смешанные формы
Линии нарушений  девиантного поведения: нарушение обучения нарушение поведения нарушение общения нарушение самосознания смешанные формы

Слайд 10Факторы риска и причины отклонений
«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает

из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник»
А.С. Макаренко

семья
наследственность
проблемы подросткового возраста
отсутствие прочных социальных связей

Факторы риска и причины отклонений«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец

Слайд 11Семья

Влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых
Эгоизм и низкий уровень нравственности семьи
Тунеядство и пьянство
Неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию
Удручающий образ жизни
Раздоры, конфликты
Семья           Влияние на формирование личности ребенка оказывает

Слайд 12Наследствен-ность
конституционная предрасположенность
наследственность (рождение от наркомана, алкоголика)
физические дефекты

проблемы с психическим и физическим здоровьем
поражение нервной системы в родах

Наследствен-ность конституционная предрасположенность наследственность (рождение от наркомана, алкоголика) физические дефекты проблемы с психическим и физическим здоровьем поражение

Слайд 13Основные модели профилактики
медицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает

информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения ПАВ
Основные модели профилактикимедицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает информирование учащихся о негативных последствиях приема

Слайд 14Алгоритм действий
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)


Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных данных, выявление причин отклонений через заполнение методик
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении)
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.
Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия
Анализ динамики развития, корректировка программы развития.
 
Алгоритм действийГрупповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Диагностика нарушений и заполнение диагностической картыАнализ

Слайд 15Основные направления работы
с девиантными детьми
Итак, после

того, как провели полное диагностическое обследование и поняли проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Попытаемся систематизировать работу с девиантными детьми по линиям нарушений:
- нарушение в обучении
- нарушение в поведении
- нарушение в общении
- нарушение в самосознании



Основные направления работы с девиантными детьми    Итак, после того, как провели полное диагностическое обследование

Слайд 16Нарушение в обучении


Оказание учителями-предметниками индивидуальной

методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь.
В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи, все наблюдения заносятся в журнал наблюдений.


Нарушение в обучении      Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных

Слайд 17Нарушение в поведении


- Индивидуальная работа с родителями

и ребенком (вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий)
- Проведение бесед, практикумов по проблемам поведения (показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, необходимо закрепить их и сделать нормой поведения)
- Создание комфортных условий ребенку в коллективе (использовать беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны)
- Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в школьное самоуправление, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности)
- Организация групп педагогической помощи (ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого, которого он выбирает по интересам — классный руководитель, трудовик, т.д.)

Нарушение в поведении    - Индивидуальная работа с родителями и ребенком (вместе находить пути разрешения

Слайд 18Нарушение в общении


- проведение классных часов

с целью формирования навыков конструктивного общения
- бесед-практикумов по формированию способности к саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности
- организация системы поощрений при применении навыков общения

Нарушение в общении     - проведение классных часов с целью формирования навыков конструктивного общения

Слайд 19Нарушение в самосознании


- Формирование в

ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности)
- Вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в коллективно-творческие дела, школьное самоуправление через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты в качестве руководителя.
- Формирование навыков Здорового Образа Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.

Нарушение в самосознании      - Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе,

Слайд 20Недисциплинированость
Причины:
Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу;
неудачно

выраженное стремление к самостоятельности;
неправильное понимание упрямства как проявления силы воли;
желание противостоять подавлению личности.

Основные правила профилактики и устранения:
Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела.
В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным.
Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку.
Организовать правильный режим учебы и отдыха.
Учитывать потребности и интересы ребенка.
Включать ребенка в коллективную деятельность.
НедисциплинированостьПричины:Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу;неудачно выраженное стремление к самостоятельности;неправильное понимание упрямства

Слайд 21Побеги и бродяжничество
Причины:
как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных

заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте;
склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления;
из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей;
реакция на неблагополучную среду воспитания;
отсутствие должной заботы о ребенке;
частые сердитые нарекания и брань взрослых;
наказания по пустякам;
ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с педагогами);
под влиянием товарищей (конформный тип поведения).

Основные правила профилактики и устранения:
Дать почувствовать, что ребёнок не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить.
Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, одноклассников.
Помочь не поддаваться возникающим чувствам.
Искать пути согласия с окружающими.
Сделать привлекательным пребывание в школе.
Побеги и бродяжничествоПричины:как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти

Слайд 22Грубость
Причины:
Самоутверждение в среде сверстников;
подавление личности ребенка взрослыми;
как ответная реакция на несправедливое

обращение взрослых;
состояние переутомления.

Основные правила профилактики и устранения:
Уважение достоинства ребенка.
Предоставление самостоятельности.
Разумная организация активности.
В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.
ГрубостьПричины:Самоутверждение в среде сверстников;подавление личности ребенка взрослыми;как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых;состояние переутомления. Основные правила профилактики

Слайд 23Агрессивность , жестокость
Причины:
Как следствие психического заболевания;
Под влиянием социальных причин

и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает ребенка.
Неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным.
Желание отыграться за собственные обиды или душевная травма.
Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.

Основные правила профилактики и устранения:
Чем же можно побороть жестокость у детей?
Только воспитанием,
Только развитием культуры,
Только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью.
Взрослым, работающим с детьми, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.
Агрессивность ,  жестокость Причины:Как следствие психического заболевания;Под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания

Слайд 24Лживость
Причины:
Стремление привлечь к себе внимание;
боязнь наказания;
желание «прикрыть» товарища.

Основные правила

профилактики
и устранения:
Уважение к правдивости ребенка.
Убеждать, что лживость – презренное качество человека.
Учитель сам должен быть примером честности и искренности.
Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью.
Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

Лживость Причины:Стремление привлечь к себе внимание;боязнь наказания;желание «прикрыть» товарища. Основные правила профилактики и устранения:Уважение к правдивости ребенка.Убеждать,

Слайд 25Воровство
Причины:
Недостаток любви и тепла;
недостаточная этическая воспитанность или избалованность;
потребность испытать себя, закалить

в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости;
желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен;
зависть.

Основные правила профилактики и устранения:
Персональное внимание и любовь к каждому ребенку
Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п.
Необходимо обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших.
Необходимо вовлекать детей в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
Необходимо организовать досуг учеников.
ВоровствоПричины:Недостаток любви и тепла;недостаточная этическая воспитанность или избалованность;потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство одобрения

Слайд 26«Добро воспитывается добром, а зло — злом»
Школьник делает плохое не всегда

потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее.
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их?
Для этого необходимо организовать ребенку ситуацию успеха.

«Добро воспитывается добром, а зло — злом»  	Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат

Слайд 27Рекомендации

Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не

запретить, а убедить ребенка
Всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с детьми
Установленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с делом). Дети очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемерию
Умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитет
Прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу!
«Только любовью и жив человек»
И.С.Тургенев
Рекомендации  Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не запретить, а убедить ребенкаВсегда объясняйте

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть