Слайд 1Причины возникновения девиантного поведения и методы работы по его профилактике
Учитель
начальных классов
КГУ «Средняя школа» №19
Макарова Оксана Владимировна
Слайд 2Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?
Педагог должен знать:
Понятия и формы отклоняющегося поведения
Факторы риска, формирующие девиантное поведение
Причины отклонений (что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние)
Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:
- основные направления работы с девиантными детьми
- основные направления работы с родителями
- основные направления работы с педагогами
- формы и методы психолого-педагогического воздействия
- модели пропаганды здорового образа жизни
- модели профилактики злоупотребления ПАВ
Слайд 3
Понятие девиантного поведения
Под девиантным (от лат. Deviatio-отклонение) поведением подразумевается:
поступок, действия
человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам,
социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы.
Отклонения от социальных норм могут быть:
позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
По толковому словарю русского языка Ожегова С.И.,
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Слайд 4Классификация отклонений
по А.Ф.Никитину
По особенностям взаимоотношений и общения с детьми
воспитателей, педагогов (трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы)
По образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, безпризорные, социально запущенные дети).
По специфике ошибок и недостатков процессе воспитания (педагогически запущенные).
По уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии).
По несоответствию действий подростков закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители).
Слайд 5Формы
девиантного поведения
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение
Слайд 6Антисоциальное поведение
- поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку
и благополучию окружающих.
Антисоциальные поступки:
- Насилие над более младшими и слабыми
сверстниками, животными
- Воровство
- Мелкое хулиганство
- Вандализм
- Порча чужого имущества
- Торговля наркотиками
Слайд 7Асоциальное поведение
- уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе,
угрожающее благополучию межличностных отношений
Асоциальные поступки:
- Побеги из дому
- Систематические пропуски в школе
- Агрессивное поведение
- Ложь
- Вымогательство
- Беспорядочные половые связи
- Ненормативная лексика
- Настенные надписи и рисунки
непристойного характера
Слайд 8Аутодеструктивное поведение
- поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее
целостности и развитию личности
Аутодеструктивные поступки:
- Курение
- Токсикомания
- Наркомания
- Вскрытие вен
- Алкоголизм
- Суицид
Слайд 9Линии нарушений
девиантного поведения:
нарушение обучения
нарушение поведения
нарушение общения
нарушение
самосознания
смешанные формы
Слайд 10Факторы риска и причины отклонений
«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает
из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник»
А.С. Макаренко
семья
наследственность
проблемы подросткового возраста
отсутствие прочных социальных связей
Влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых
Эгоизм и низкий уровень нравственности семьи
Тунеядство и пьянство
Неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию
Удручающий образ жизни
Раздоры, конфликты
Слайд 12Наследствен-ность
конституционная предрасположенность
наследственность (рождение от наркомана, алкоголика)
физические дефекты
проблемы с психическим и физическим здоровьем
поражение нервной системы в родах
Слайд 13Основные модели профилактики
медицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает
информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения ПАВ
Слайд 14Алгоритм действий
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных данных, выявление причин отклонений через заполнение методик
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении)
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.
Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия
Анализ динамики развития, корректировка программы развития.
Слайд 15Основные направления работы
с девиантными детьми
Итак, после
того, как провели полное диагностическое обследование и поняли проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Попытаемся систематизировать работу с девиантными детьми по линиям нарушений:
- нарушение в обучении
- нарушение в поведении
- нарушение в общении
- нарушение в самосознании
Слайд 16Нарушение в обучении
Оказание учителями-предметниками индивидуальной
методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь.
В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи, все наблюдения заносятся в журнал наблюдений.
Слайд 17Нарушение в поведении
- Индивидуальная работа с родителями
и ребенком (вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий)
- Проведение бесед, практикумов по проблемам поведения (показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, необходимо закрепить их и сделать нормой поведения)
- Создание комфортных условий ребенку в коллективе (использовать беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны)
- Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в школьное самоуправление, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности)
- Организация групп педагогической помощи (ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого, которого он выбирает по интересам — классный руководитель, трудовик, т.д.)
Слайд 18Нарушение в общении
- проведение классных часов
с целью формирования навыков конструктивного общения
- бесед-практикумов по формированию способности к саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности
- организация системы поощрений при применении навыков общения
Слайд 19Нарушение в самосознании
- Формирование в
ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности)
- Вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в коллективно-творческие дела, школьное самоуправление через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты в качестве руководителя.
- Формирование навыков Здорового Образа Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.
Слайд 20Недисциплинированость
Причины:
Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу;
неудачно
выраженное стремление к самостоятельности;
неправильное понимание упрямства как проявления силы воли;
желание противостоять подавлению личности.
Основные правила профилактики и устранения:
Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела.
В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным.
Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку.
Организовать правильный режим учебы и отдыха.
Учитывать потребности и интересы ребенка.
Включать ребенка в коллективную деятельность.
Слайд 21Побеги и бродяжничество
Причины:
как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных
заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте;
склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления;
из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей;
реакция на неблагополучную среду воспитания;
отсутствие должной заботы о ребенке;
частые сердитые нарекания и брань взрослых;
наказания по пустякам;
ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с педагогами);
под влиянием товарищей (конформный тип поведения).
Основные правила профилактики и устранения:
Дать почувствовать, что ребёнок не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить.
Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, одноклассников.
Помочь не поддаваться возникающим чувствам.
Искать пути согласия с окружающими.
Сделать привлекательным пребывание в школе.
Слайд 22Грубость
Причины:
Самоутверждение в среде сверстников;
подавление личности ребенка взрослыми;
как ответная реакция на несправедливое
обращение взрослых;
состояние переутомления.
Основные правила профилактики и устранения:
Уважение достоинства ребенка.
Предоставление самостоятельности.
Разумная организация активности.
В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.
Слайд 23Агрессивность , жестокость
Причины:
Как следствие психического заболевания;
Под влиянием социальных причин
и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает ребенка.
Неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным.
Желание отыграться за собственные обиды или душевная травма.
Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.
Основные правила профилактики и устранения:
Чем же можно побороть жестокость у детей?
Только воспитанием,
Только развитием культуры,
Только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью.
Взрослым, работающим с детьми, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.
Слайд 24Лживость
Причины:
Стремление привлечь к себе внимание;
боязнь наказания;
желание «прикрыть» товарища.
Основные правила
профилактики
и устранения:
Уважение к правдивости ребенка.
Убеждать, что лживость – презренное качество человека.
Учитель сам должен быть примером честности и искренности.
Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью.
Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
Слайд 25Воровство
Причины:
Недостаток любви и тепла;
недостаточная этическая воспитанность или избалованность;
потребность испытать себя, закалить
в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости;
желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен;
зависть.
Основные правила профилактики и устранения:
Персональное внимание и любовь к каждому ребенку
Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п.
Необходимо обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших.
Необходимо вовлекать детей в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
Необходимо организовать досуг учеников.
Слайд 26«Добро воспитывается добром, а зло — злом»
Школьник делает плохое не всегда
потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее.
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их?
Для этого необходимо организовать ребенку ситуацию успеха.
Слайд 27Рекомендации
Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не
запретить, а убедить ребенка
Всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с детьми
Установленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с делом). Дети очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемерию
Умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитет
Прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу!
«Только любовью и жив человек»
И.С.Тургенев