Слайд 3Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.
Дети 4 лет все еще
не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести.
Поведение ребенка 4 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
Слайд 4Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в
сюжетно-ролевую игру.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей.
Слайд 5Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и
реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Слайд 6Познавательное развитие:
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми
общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Продолжает развиваться воображение. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Начинает развиваться образное мышление.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Слайд 7Речевое развитие:
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей.
Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной. Она становится более связной и последовательной.
Слайд 8Художественно-эстетическое развитие:
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения
музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности.
Слайд 9Физическое развитие:
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.
Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Слайд 10Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы
Ребенок может применять усвоенные знания
и способы деятельности для решения задач, поставленных взрослым.
Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах;
проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.
Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
Слайд 11Проявляет стремление к общению со сверстниками. Стремится к самовыражению в деятельности,
к признанию и уважению сверстников. Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера.
Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отечеству.
В играх наблюдается разнообразие сюжетов.
Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в
театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
Речевые контакты становятся более длительными и активными
Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям.
Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания.
Движения становятся значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью.
Слайд 12 Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа
жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и
называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия.
Слайд 13Имеет представления: - о себе: знает свои имя полное и краткое,
фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («строить дом»).
Стремится узнать от взрослого о некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.);— о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;— о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Слайд 14Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется
требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
Слайд 15Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда нашей группы -
основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Обстановка в нашей группе прежде всего создана как комфортная и безопасная для ребенка. Мы подбираем внешне привлекательные и яркие материалы и довольно часто их меняем (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для детей, это способствует развитию их активности, самостоятельности.