Слайд 1Оптимальное чтение
в начальных классах
Огарко И.К.,учитель начальных классов
Макеевской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней
№ 4
Слайд 2Что такое оптимальное чтение?
От 120 –до 150 слов в минуту.
Это диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.
Это скорость чтения, оптимальная для осмысления материала.
Слайд 3Качества чтения
1.Плавность .
2.Правильность.
3.Осознанность .
4.Выразительность.
5. Скорость.
Слайд 4Правила чтения
Читай без пальца и закладки.
Следи, чтобы глаза двигались по
строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову.
Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно вслух и «про себя».
Слайд 5Как выработать навык правильной работы с текстом
1раз –читай про себя (непонятные
слова, предложения).
2раз – про себя (главные, основные по смыслу слова – подчеркнуть)
3раз – вслух – выразительно (чётко, можно по слогам, прочитывая незнакомые или длинные слова; главные слова – громче! На точках делать паузы, чтобы сделать вдох!
4 раз – пересказ (можно подглядывать –незнакомые слова, обязательно – главные, основные слова).
Слайд 6Памятка для родителей
· создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку;
· в течение дня
выделите время для чтения, удобное ребенку;
· когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создаст эффект принуждения);
· если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, а вы поправляете его, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок;
· проявляйте интерес к тому, что читает ребенок;
· отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда ребенок будет стараться порадовать вас своими успехами;
Слайд 7Как организовать работу дома с плохо читающими детьми
· не следует сравнивать достижения
ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) — постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.
Совет всех психологов одинаков: «Коррекционные меры не должны откладываться до тех пор, пока не начали разрушаться самооценка и позитивная мотивация ребенка!»
Ребенок должен знать, что ваша к нему любовь не зависит от его техники чтения или успехов в учебе. Интересуйтесь его делами, не отмахивайтесь от его проблем. Обо всех личностных и эмоциональных особенностях вашего ребенка обязательно предупредите учителя.
И главное, ничего не пускайте на самотек — нерешенные детские проблемы имеют обыкновение только усложняться с годами, а не исчезают сами собой, как думают некоторые родители.
Слайд 8Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения
1) Изучение алфавитных названий букв
2) Неправильное обучение
слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
Неправильный подход при обучении:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение: М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Слайд 9наиболее эффективные резервы обучения чтению!
Артикуляционная гимнастика.
а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох,
задержка дыхания, выдох
вдох, выдох по порциям.
Слайд 10б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали:
цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
Слайд 11в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у
нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
Слайд 12е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко
1. Водовоз
вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Слайд 139. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим,
клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно.
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Слайд 14ж) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15
согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Слайд 15Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
Например: 1 ряд
читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Слайд 16Складывание слов из половинок.
Берется от 3 до 10 слов, каждое из
них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Слайд 17“Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про
себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Слайд 18Многократное чтение;
Чтение в темпе скороговорки;
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть;
Слайд 19Бросок – засечка”
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст
вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Слайд 20г) чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) чтение
громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
Слайд 21“Молния”
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением
на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Слайд 22“Спринт”
по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания
слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
Слайд 23«Волк и заяц»
Начинает читать ребёнок(заяц) с меньшей техникой чтения.Через10-15 секунд начинает
читать более сильный ученик(волк).Цель волка –догнать зайца.
Слайд 24Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:
Упражнение с хитринкой. Дело в
том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Слайд 25Работа с деформированными предложениями
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши
Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная , крутая и длинная горка была
Слайд 26Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество
пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.
Слайд 27Поиск в тексте заданных слов
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как
можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Слайд 28“Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя
только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
Слайд 29“Мнимое слово”
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение
и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Слайд 30Игровые моменты
Читаем стоя.
Поворот на 90, 180 градусов.
Через слово.
(можно «цепочкой»)
Линейки по полям.
С рассыпанными пуговицами на странице или спичками -3-6 штук.
Закрыть маленькими квадратиками окончания слов.
Читаем только : имена существительные или имена прилагательные, или глаголы, или предлог с существительным, или прилагательное с существительным.
Читаем первыми слогами
Слайд 31Литература:
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая
педагогика, 1993.-96с.
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября")