Слайд 1Готовность ребёнка к школе
Подготовила: Иванченко
Светлана Владимировна
Слайд 2«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и
считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему
этому научиться».
(Доктор психологических наук Л.А.Венгер)
Слайд 3Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие
новых
Федеральных Государственных Образовательных
Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап
преемственности
детского сада и школы.
Слайд 4Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества социализации, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, от развития способностей ребёнка.
Слайд 5Готовить ребёнка к школе – это значит активно формировать его учебно-познавательные
мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему лёгкую адаптацию к новому этапу жизни.
Слайд 6У Вас в семье растёт будущий первоклассник. Через 1 года он
пойдёт в школу. Но уже сейчас ваше сердце полно вопросов и тревог:
Готов ли будет он учиться?
(ведь он ещё такой маленький)
Поладит ли он с товарищами?
(ведь разные бывают)
Как отнесётся к нему учительница?
(не слишком ли строга?)
Слайд 7 Каждый раз, когда набираешь
первоклашек
у меня сердце тоже полно вопросов и тревог:
А какие они мои будущие
первоклассники?
(непоседы, капризы Коли, застенчивые
и тихони Оли…)
Как они примут меня как учителя, как
человека – мои ученики?
А какие у них мамы, папы – мои
родители?
(Одни -старательные, внимательные,
всегда в курсе школьной жизни,
другие – и в школу забывают
заходить…)
Слайд 8 У всех нас свои проблемы.
Но всех нас объединяет одна
цель
Учителю – преподнести знания;
Ученику – получить эти знания;
Родителям – помочь своим детям
овладеть этими знаниями.
И поэтому, как важно уже сейчас нам: создать хорошую, добротную почву для успешного обучения детей в школе.
Слайд 9 Но проходит некоторое время,
и начинаются огорчения:
- ребёнок неусидчив;
- плохо пишет;
- не умеет толково ответить на вопросы учителя;
Это иногда объясняется отсутствием у ребёнка способностей, его ленью, а причина в том, что ребёнок не был своевременно подготовлен к школе.
Слайд 10 К школе готов?
Какой ты завтрашний первоклассник?
Слайд 11ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА
…глазами учителя
♦ обладает знаниями, умениями и навыками для обучения в
школе;
♦ у него нормальные родители;
♦ шестилетний или семилетний ребёнок, который хочет и может учиться;
♦ первоклассник – вчерашний, сегодняшний, завтрашний – это просто ребёнок, которого привели в школу. Дальше всё от школы зависит!
♦ Боюсь, завтрашний первоклассник – это ребёнок, не желающий взрослеть и не любящий школу.
Слайд 12ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА
…глазами родителя
♦ здоровый, умный, сильный;
♦ не боится ничего нового;
♦
будущий первоклассник – это ребёнок, мама которого
должна бросить работу;
♦ завтрашний первоклассник – послезавтрашний солдат.
Вот где проблема.
♦ Вчера – дошкольник
Сегодня – первоклассник
Завтра – абитуриент
Главное пройти по конкурсу! Это единственная надежда на лучшую жизнь.
Слайд 13Готовность ребёнка к обучению
Психологическая готовность
Физическая готовность
Социальная (личностная) готовность
Слайд 14 Психологическая готовность
определяется уровнем мотивации учения, интеллектуальным развитием, произвольным поведением, памятью,
вниманием, мышлением, речевым развитием, воображением.
Слайд 15Мотивация –
залог успеха в любом деле
Мотивация
внутренняя
внешняя
Слайд 16Интеллектуальная или познавательная готовность
Ориентирование в окружающей среде, определённый запас знаний.
Желание узнавать
что-то новое.
Развито воображение, наблюдательность.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышление.
Развитие мелкой моторики.
Хорошая память.
Слайд 17Произвольное поведение
Уметь управлять своими поступками, стремлениями, настроением.
Уметь ставить перед собой цель.
Принять
решение о начале деятельности.
Выполнить действие, проявив определённые усилия («надо»).
Оценить результат своей деятельности.
Слайд 18Память
Повтор 10 слов или цифр.
Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
Пересказ
текстов.
Слайд 19Внимание
Непроизвольное внимание
Произвольное внимание
Слайд 20Внимание
Устойчивость
(сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
Переключение.
Распределение.
Слайд 21Мышление
Определение четвертого лишнего.
Классификация, обобщение.
Сходство/различия.
Умение решать логические задачи.
Сложение фигур из частей.
Сложение из
счетных палочек.
Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
Слайд 22Развитие речи
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на
слух
Уметь отвечать на вопросы
Уметь составлять рассказы
Уметь самостоятельно передавать содержание литературных текстов
Слайд 23Речевые проблемы
Речь ребенка односложная, построенная только из простых предложений;
Словарный запас очень
скуден;
Употребление нелитературных выражений;
Неспособность пересказать своими словами какого-либо сюжета или рассказа;
Плохая дикция, неумение изменять темп речи и громкость голоса, использовать различные интонации.
Слайд 24Воображение
Придумать недостающую часть рассказа, сказки…
Придумывание своих сказок, стихов…
Придумывание слов с добавлением
частиц (микро, анти, мини, макро… - микрогиппапотам)
Придумывание нового способа применения предмета (одноразовый стаканчик- шляпка, стол, формочка для песочницы…)
Игра «Дорисуй»
Придумай из слов (3-4) предложение
Слайд 25Физическая готовность
«Успешный ученик – здоровый ученик»
определяется развитием
всех органов, мелкой моторики при этом ежедневные учебные нагрузки не вредят ребёнку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.
Слайд 26Оценка физического развития
Хорошо ли ребёнок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он
посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребёнок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
Слайд 27Затрудняет процесс обучения
Трудно удерживать правильную осанку при посадке
Быстрая утомляемость мелкой моторики
рук
Перенапряжение мышц шеи
Расторможенность «Не сидит на месте, как юла».
Быстрая утомляемость на уроках физкультуры.
Слайд 28Развитие мелкой моторики
«Таланты детей находятся на кончиках пальцев»
Лепка.
Изготовление поделок.
Конструирование.
Завязывание шнурков, ленточек.
Слайд 29 Социальная (личностная) готовность
определяется уровнем развития, эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Слайд 30
Личностная готовность
Интерес к предметной деятельности, желание добиться одобрения, умение ориентироваться
на задание, систему требований.
Коммуникативная готовность – умение вступить в контакт с детьми и взрослыми, способность работать в группе сверстников.
Школа привлекает ребенка: «Хочу учиться»
Слайд 31
Эмоционально-волевая готовность
Адекватное эмоциональное реагирование, способность вести себя в соответствии с
ситуацией.
Может удерживать цель деятельности, планировать, старается самостоятельно преодолевать трудности, доводит дело до конца.
Способность выполнять умственную работу по инструкции и по образцу.
Слайд 32Ребенка считают неготовым к школе, если он:
Настроен исключительно на игру;
Недостаточно самостоятелен;
Чрезмерно
возбудим, импульсивен, неуправляем;
Не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
Мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
Имеет серьезные нарушения речевого развития;
Не умеет общаться со сверстниками;
Не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.
Слайд 33Ребенка считают готовым
к школе, если он:
Способен управлять своим поведением, знает,
что можно и чего нельзя, не драчлив, не агрессивен;
Способен сосредоточенно без суеты и отвлечений выполнять задание в течении 10-15 минут;
Активно воспринимает любую информацию, задает вопросы;
Имеет элементарный запас сведений о себе и окружающих. Умеет им пользоваться;
Способен «заниматься, учиться», а не только играть, может работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого.
Слайд 34«Образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное,
разумное организованное обучение с близкими и любимыми
людьми – семьёй »
Слайд 35Примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс,
согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.
Слайд 36Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Слайд 37.
Любознательный, активный,
интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Слайд 38
Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции
близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Слайд 39Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Слайд 40Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребёнок
адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Слайд 41
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Слайд 43
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Слайд 44
Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности
(игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд, музыкальная деятельность и др.). У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Слайд 45
Общий кругозор:
Фамилия, имя.
Дата рождения.
Возраст.
Как зовут родителей.
Домашний адрес.
В какой стране живет.
Знание животных
(диких, домашних, северных и южных стран).
Знание растений.
Знание профессий, видов спорта, транспорта.
Быт людей.
Уметь объяснить закономерности природных явлений.
Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
Слайд 46Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Будущий первоклассник
должен:
Уметь выделять заданный звук в потоке речи.
• Уметь определять место звука в слове
( в начале, в середине, в конце).
• Уметь произносить слова по слогам.
Отвечать на вопросы и задавать их.
Строить рассказы по картинкам.
Сочинять сказки, составлять предложения.
Заучивать наизусть стихи, прозу.
Слайд 47 Математические знания Будущий первоклассник
должен :
Знать цифры (от 0 до 9).
Называть числа в прямом и обратном порядке.
Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
Соотносить цифру и число предметов.
Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Слайд 48 Моторика
Будущий первоклассник
должен :
Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
Уметь чертить прямую линию.
Писать печатную букву по образцу.
Вырезать из бумаги.
Аккуратно клеить.
Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
Изготавливать аппликации.
Слайд 49Различать домашних и диких животных.
Различать зимующих и перелетных птиц.
Знать и различать
растения.
Знать названия 2-3 комнатных растений.
Знать названия овощей, фруктов, ягод.
Иметь представление о различных природных явлениях.
Называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года.
Окружающий мир
Будущий первоклассник должен :
Слайд 50Дошкольный и младший школьный
возраст – это одна эпоха человеческого развития,
именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии
детского сада и школы.
Д. Б. Эльконин