Слайд 1
Конспект логопедического занятия
На тему: «Звук С »
Составлен для ребёнка 5-6 лет
с открытой ринолалией в послеоперационный период
Выполнили: Султанова А.Н.
Слайд 2Тема: звук «С»
Цель: постановка звука «С»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Вырабатывать артикуляционный уклад звука
«С»;
2. Постановка звука С
3. Учить произносить слова громко-тихо (просодика)
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие фонематического слуха;
2. Развитие речевого дыхания
3. Развитие артикуляционного аппарата
4. Развитие мимической мускулатуры
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать умение действовать в соответствии с инструкцией логопеда.
Оборудование:
слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики
Слайд 3Ход занятия
Организационный момент:
Здравствуй, сегодня у нас гость, его зовут Слонёнок Саша.
Посмотри, какой красивый, весёлый, какой у него длинный хобот. С помощью хобота слон дышит. Давай и мы с ним подышим вместе.
Слайд 4
Дыхательная гимнастика.
Представь, что ты со слонёнком находишься в лесу:
Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – ф-ф-ф
Пауза
Возврат дыхания – ф-ф-ф
Пауза.
Возврат дыхания – ф-ф-ф
Пауза.
Возврат дыхания – ф-ф-ф
Пауза.
Возврат дыхания – ф-ф-ф.
Слайд 5Посмотрите, какой кораблик плавает в “лесном озере” (перед ребёнком ставится ёмкость
с водой, в которой плавает кораблик). Давайте на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл
Слайд 6
Мимическая гимнастика
Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай
и мы улыбнёмся ему широко-широко.
А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.
Массаж.
Слонёнок Саша не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.
Слайд 7Работа над просодикой:
Поиграем в игру «Громко-тихо», я говорю слово «Громко», ты
громко произносишь звук А. Я говорю слово «Тихо», ты тихо произносишь звук А. Давай попробуем.
А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звук А, а если хлопну два раза, то тихо.
Слайд 8Артикуляционная гимнастика:
1. Упражнение “Лопаточка”.
Язык лопаткой положи.
И спокойно
подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).
Слайд 102. Упражнение “Накажи непослушный язычок”
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
3. Упражнение “Горка”.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
Слайд 114. Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка верхние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз верхние зубы с внутренней стороны.
Слайд 12Уточнение артикуляции:
Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный
профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).
Артикуляционный уклад звука «С»
Губы улыбаются, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, передняя часть спинки языка выгнута
Слайд 13Акустико - артикуляционный профиль звука “С”
Слайд 14Постановка звука:
По подражанию
[с]: - игра «Насос», песенка воды
- фырканье ежика –
фффссс
- легкий ветер
Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и “накачаем насос” , глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).
Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук, давай ещё раз его повторим.
От опорных звуков
Звук [с]:
- от [и] – петь звук, а потом пустить холодный ветерок
- та-та-та, тя-тя-тя, ти-ти-ти – и пустить холодный ветерок
- от [ф] – ФФ-ССС
Уточнение артикуляции:
Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).
Слайд 15Постановка звука:
Механический способ
Специалист с помощью подручных средств (шпатель или палочка)
самостоятельно располагает в правильном положении артикуляционные органы ребёнка и просит его плавно, но сильно выдуть воздух. Когда у ребёнка получается звук «С», он может самостоятельно произнести его без помощи взрослых.
Слайд 16Развитие фонематического слуха:
Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук
“С”.
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)
Произнесение в слогах:
Са, Со, Су, аС, оС, уС
Изолированное произнесение звука в словах:
Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук С: НАСО…, КАКТУ…, АВТОБУ…, КОМПА…, ЛЕ…, ТРУ…
Дома нарисуй слонёнка Сашу, и придумай пять подарков для слонёнка со звуком С.
Слайд 17Итог:
Молодец! Всё сделал правильно!
Вот и подошло время заканчивать наше занятие,
посмотри ещё раз на профиль звука “С” и расскажи по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”) И ещё раз произнеси ССС.
- Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Саша).
- Правильно! Молодцы!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.