Презентация, доклад Задержка психического развития детей

Содержание

Определение ЗПРЗадержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается

Слайд 1Задержка психического развития
Презентация Евдокимовой Л.А.

Задержка психического развитияПрезентация Евдокимовой Л.А.

Слайд 2Определение ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа

психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.
У этих детей отмечаются:
низкий уровень познавательной активности;
незрелость мотивации учебной деятельности;
сниженная способность к приему и переработке информации;
ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
недостаточная сформированность умственных операций;
отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.

Определение ЗПРЗадержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший

Слайд 3Классификация ЗПР
Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , выделяет два основных варианта

ЗПР:
нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;
нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний.

Классификация К.С.Лебединской легла в основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами:
Конституционального характера;
Соматогенного характера;
Психогенного характера;
Церебрально-органического характера.
Классификация ЗПР Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , выделяет два основных варианта ЗПР: нарушения познавательной деятельности, связанное

Слайд 4Нейропсихологические исследования (И.Ф.Марковская, Ю.В.Микадзе и др.) позволяют более дифференцированно подойти к

анализу структуры нарушенного развития детей с ЗПР. И.Ф.Марковской (1982) выделены две группы детей с ЗПР:

дети с психическим инфантилизмом;

дети с преобладанием интеллектуальной недостаточности в виде органической дефицитарности высших корковых функций.

Нейропсихологические исследования (И.Ф.Марковская, Ю.В.Микадзе и др.) позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры нарушенного развития детей с

Слайд 5Психологические параметры ЗПР детей.

Психологические параметры ЗПР детей.

Слайд 6Психологические параметры ЗПР детей.

Психологические параметры ЗПР детей.

Слайд 7 
Н.Я.Семаго и М.М.Семаго предложили разделить детей с

ЗПР на две принципиально различные подгруппы:
«задержанное развитие» - замедленный темп формирования когнитивной и эмоционально - личностной сфер;

«парциальная несформированность ВПФ»:
 с преимущественной несформированностью регуляторного компонента;
с преимущественной несформированностью вербального и вербально- логического компонентов;
с несформированностью смешанного типа.

Такая дифференциация отражает специфику проблем детей, определяет приоритетное направление коррекционной работы и необходимость участия конкретных специалистов в оказании помощи ребенку.

     Н.Я.Семаго и М.М.Семаго предложили разделить детей с ЗПР на две принципиально различные подгруппы:

Слайд 8ЗПР конституционального генеза
Наблюдается у детей с психофизическим

инфантилизмом. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития.
Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Незрелость эмоционально-волевой сферы этих детей проявляется в интеллектуальной недостаточности.
У них преобладает конкретно-образное мышление, неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности. Наблюдается выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках.
В процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается.
ЗПР конституционального генеза    Наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Эмоциональная сфера находится на более

Слайд 9ЗПР соматогенного генеза
Причины:
Хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки

развития соматической системы.
Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находиться соматически ослабленный ребенок.
Отмечается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.

ЗПР соматогенного генеза Причины:Хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы.Эмоциональное развитие обусловлено

Слайд 10ЗПР психогенного генеза
Причины:
Семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья);
различного рода психические

травмы.
Характеризуется:
многообразием проявлений и зависит от этиологического фактора.
При гипоопеке отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости.
В условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности.
Малая способность к волевому усилию сочетается с чертами эгоцентризма, нелюбовью к труду, установкой на постоянную помощь и опеку.
Невротический тип личности, воспитывающихся в неблагополучных семьях, проявляется в несамостоятельности, нерешительности, малой активности, робости и боязливости.

ЗПР психогенного генезаПричины:Семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья); различного рода психические травмы.Характеризуется: многообразием проявлений и зависит от

Слайд 11ЗПР церебрально-органического генеза
Причины:
Токсикозы беременных;
Инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт;
ПЭП – перинатальная энцефалопатия.

Обладает

яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности ребенка;
Преобладает наличие негрубой органической микросимптоматики.
Отсутствуют типичные для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Отмечается слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний.
Варианты:
Неустойчивый вариант органической ЗПР – с психомоторной расторможенностью;
Тормозимый тип – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.

ЗПР церебрально-органического генеза Причины:Токсикозы беременных;Инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт;ПЭП – перинатальная энцефалопатия.Обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой

Слайд 12Причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний:
Типичные неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников с

ЗПР:
Страх, тревога, агрессия, обида, эмоциональная напряженность.
социальные: неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные способы межличностного взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения;
психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка:
замедленный темп формирования высших психических функций, реакция ребенка на неуспешность в учебной деятельности и др.;
педагогические:
педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства.


Причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний: Типичные неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников с ЗПР:Страх, тревога, агрессия, обида, эмоциональная

Слайд 13Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР
В коррекционно-развивающем обучении участвует

группа специалистов – учитель, психолог, дефектолог.
Учитель реализует коррекционное направление обучения путем индивидуального подхода к детям на уроке – при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся.
Психолог проводит диагностику нарушений психического развития ребенка и определяет индивидуальные потребности. Проводит коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения индивидуальные и групповые занятия должен проводить дефектолог, но на практике часто такие занятия ведет учитель.
При организации занятий группы детей с ЗПР следует комплектовать по сходству решаемых коррекционных задач. Коррекционно-развивающие занятия рекомендуется проводить два-три раза в неделю. Продолжительность занятий в 1-2 классах не должна превышать 20 мин., в 3-4 классах – 40 мин.
Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПР В коррекционно-развивающем обучении участвует группа специалистов – учитель, психолог,

Слайд 14Основные направления работы с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения  
1-е

направление:
Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПР

Задачи направления:
1) снять эмоциональную напряженность;
2) создать ситуацию успеха;
3) привить новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность);
4) дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными, развить чувство уверенности в себе;
5) воспитывать чувство прекрасного.
Занятия проводит психолог или дефектолог в групповой или индивидуальной форме.

Основные направления работы с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения  1-е направление:Использование средств искусства для коррекции

Слайд 152-е направление
Использование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы

детей с ЗПР
Задачи направления:
1)коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы;
2) коррекция поведения учащихся в коллективе;
3) формирование моральных представлений
. Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

2-е направлениеИспользование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПРЗадачи направления:1)коррекция аффективного поведения

Слайд 163-е направление

Использование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об

окружающей действительности и развития познавательного интереса у детей с ЗПР
Реализация задач этого направления осуществляется учителем в процессе обучения.
При организации работы необходимо руководствоваться знаниями, предусмотренными программой по природоведению для начальной школы: времена года, явления природы, последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года.
Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.

3-е направлениеИспользование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об окружающей действительности и развития познавательного интереса

Слайд 174-е направление
Коррекционно- развивающая работа на уроках русского языка и чтения
При выполнении

заданий учащиеся не всегда ориентируются в таких его компонентах, как инструкция, учебный материал, образец.
Поэтому на первом этапе обучения необходимопроводить коррекционно-развивающую работу по преодолению этих затруднений.
Сначала предлагаются задания, которые включают два компонента – инструкцию и учебный материал.
Занятия проводит учитель в групповой или индивидуальной форме.

4-е направлениеКоррекционно- развивающая работа на уроках русского языка и чтенияПри выполнении заданий учащиеся не всегда ориентируются в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть