Слайд 1Игровые технологии в образовательном процессе начальных классов
Учитель начальных классов ГБОУ «Школы
№830»
Куренная А.Ю.
Слайд 3 Девиз нашей педагогической деятельности:
« Учение без принуждения ».
Задача
– сделать процесс обучения
занимательным, создать у детей бодрое
рабочее настроение, облегчить преодоление
трудностей в усвоении учебного материала.
Слайд 417.06.16
http://aida.ucoz.ru
В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой
научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
Слайд 6Для этого необходимо,
чтобы в школе особое место
занимали такие формы
занятий,
которые обеспечивают активное
участие в уроке каждого ученика,
повышают авторитет знаний
и индивидуальную ответственность
школьников за результаты учебного труда.
Эти задачи можно успешно
решать через
технологию игровых форм обучения.
Слайд 7 Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит
по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 9
1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной
структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2. По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические и другие.
3. По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
Слайд 10Игровые технологии
деловые игры имитационные игры
операционные игры
ролевые игры «деловой театр»
психодрама
социодрама
Слайд 11Включение игры в учебную деятельность:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения
темы урока;
- как элемент общей технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологию внеклассной работы.
Слайд 13 Реализация игровой технологии на уроке:
- ставится дидактическая цель перед уч-ся
в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 14 Функции игры :
- социокультурное значение;
- самореализация человека
в игре;
-коммуникативная;
- диагностическая;
-коррекционная;
-развлекательная.
Слайд 16 Организация игр:
- выбор игры;
- предложение игры детям;
-
оборудование и оснащение игры;
- разбивка на группы, распределение ролей;
- развитие игровой ситуации.
Слайд 17Основные принципы организации игры:
- отсутствие принуждения;
- принцип
развития игровой динамики;
- принцип взаимосвязи игровой и учебной деятельности;
- принцип перехода от простейших игр к сложным.
Слайд 18Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается
наличием чётко
поставленной цели обучения и соответствующими ей
педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных
компонентов: игровой замысел, игровые действия,
познавательное содержание или дидактические задачи,
оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в
той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и
придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её
участникам определённые требования в отношении знаний.
Слайд 20Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют
закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Слайд 21 Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно –
деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Слайд 22Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется
более ограниченным набором структурных компонентов. Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы: Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия; Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации; Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д. Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный;
Игровой
Заключительный
Анализ результатов.
Слайд 23 Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как
не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Слайд 24Из опыта работы учителей начальной школы
Слайд 25
«Грамматическая головоломка»
Д
А
И
Б
В
Ж
Е
З
К
А
Б
В
Ж
З
Е
К
Слайд 26
Услышу, зависим, дуй, укроем, вертели, гладите, терпит
Затем выделив в каждом
глаголе 2 букву, вы сможете прочитать ответ на вопрос «Что одевают девушки – казашки один раз в жизни?» (Саукеле)
Слайд 27Запишите 7 глаголов по следующим указаниям:
Слышать – 1-е л., ед.ч., б.в.
Зависеть
– 1-е л., мн.ч., н.в.
Дунуть – повел. форма, 2-е л., ед.ч.
Укрыть – 1-е л., мн.ч., б.в
Вертеть – 3-е л., мн.ч., п.в
Гладить – 2-е л., мн.ч., н.в.
Терпеть - 3-е л., ед.ч., н.в
Слайд 28Игра “Что делать? Что сделать?”
Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на
вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (1 и 2 вариант). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Слайд 29Игра “Найди глаголы”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в
тексте.
На карточках записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Материал для игры:
В понедельник я стирала
Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала,
А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач,
Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.
Позвала на день рожденья.
Слайд 30
«Пятый лишний»
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море,
мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
«Назови одним словом»
Метла, лопата… Июнь, июль …
Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
Слайд 31«Умозаключения»
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова
перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
Слайд 3217.06.16
http://aida.ucoz.ru
«Вставьте пропущенную букву и число».
1 В 5 ?
А 3 Д ?
«Ребусы».
1очка
(одиночка) 1бор (разбор)
ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)
100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.
Слайд 33«Интеллектуальная разминка».
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы
в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
Слайд 34«Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)
«Найди ошибку»
(100,200,300,
500,600,400,
700,900,800,1000)
Слайд 35 Заключение
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,
легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами.
Слайд 36Нравится это нам или нет, но ребенок, с которым труднее всего
управиться, — именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся.