Слайд 1
«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Подготовила: Мартюшева Н.Д.
Сыктывкар, 2018.
Слайд 2 Каждый ребёнок уникален и развивается по-своему, выбирая свой,
собственный путь и темп развития. Но есть нечто общее, позволяющее
дать характеристику детям. Это – возрастные особенности.
Предлагаем вашему вниманию общий возрастной портрет детей 5-6
лет, с показателями разных сторон их развития.
Слайд 3Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя
меняются ее формы
и содержание. Дети шестого года жизни уже могут
распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь
роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и
по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства,
в котором выделяются игровой «центр» и «периферия». Например, в игре
«Парикмахерская», таким центром будет зал стрижки, а зал ожидания
выступает в качестве периферии игрового пространства.
Слайд 4 В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать
совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать
действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной
персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети
объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь
на правила.
Слайд 5 Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию
и обычно представляют собой схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения,
передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают
сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно
повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями. Изображение человека становится более детализированным
и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности
и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Слайд 6Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения:
дошкольники могут проводить
узкие и широкие линии краской (концом кисти и
плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать
краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать
основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на
другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластилина ),
моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать
детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки
и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут
вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни
геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников,
прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из
нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Слайд 7 К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений
об
окружающем, которые получают благодаря своей активности,
стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины, строения предметов. Дети называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию
— до 10 различных предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство;
раскладывает 10 предметов от самого большого к самому
маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические
фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры;
ориентируется на листе бумаги.
Слайд 8 Освоение времени все ещё несовершенно: не точная ориентация
во
временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней
недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным.
Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным
делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого
возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся
взрослым. Продолжают развиваться устойчивость, распределение,
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного
к произвольному вниманию.
Объём памяти изменяется несущественно, зато улучшается её
устойчивость. При этом для запоминания дети могут использовать
несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать
схемы, карточки или рисунки).
Слайд 9 Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо
бегает
на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается
на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может
пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое
препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно
формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость
(способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями)
и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на
протяжении достаточно длительного времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени
самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются
в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться
со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
Слайд 10 Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее
звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Для детей этого возраста становится нормой правильное
произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник
может обнаружить собственные речевые недостатки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной
тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, с историей страны, ему доступно чтение с
продолжением.
Слайд 11 Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения
ребёнком
активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность,
отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения
значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко
начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения –
создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре.
Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Однако,
воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Слайд 12Будет ли жизнь и деятельность радостной для ребёнка, или наоборот,
омрачится
неудачами, во многом зависит от нас, взрослых. Нужно нести
нашим детям позитивную информацию и стараться во всём служить
хорошим примером.
Слайд 13Список использованной литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997
https://studfiles.net/preview/3048154/page:15/