Слайд 1Методическое объединение учителей начальных классов
МОУ «Лицей № 13» г. Петрозаводска РК
Методические
разработки
Тема:
Восстановление деформированного текста
Составила: учитель-логопед
Булдакова Ирина Николаевна
Слайд 2Тема: Восстановление деформированного текста
Лисица
В чаще леса у лисы нора. Туда пушистая красавица принесла ещё живую мышку. Лисята учуяли мать и поспешили ей навстречу. Малыши окружили зверька и стали с ним играть. Так они учатся ловить добычу. (32 слова)
Сопутствующие темы: 1. Сочетания букв жи, ши, ча, ща,чу,щу.
2. Буква ь
3. Предложение и текст.
Восстановление деформированного текста
Из данных слов составьте предложение так, чтобы получился рассказ.
1.У лисы, чаще, в, леса, нора.
2.Пушистая красавица, ещё, туда, принесла, живую мышку.
3.Мать, учуяли, лисята, ей навстречу, и поспешили.
4.Зверька, малыши, и, стали играть, с ним, окружили.
5.Добычу, они, так, учатся ловить.
Слайд 3II.Восстановить текст
В чаще леса у лисы нора туда пушистая красавица принесла
ещё живую мышку лисята учуяли мать и поспешили ей на встречу малыши окружили зверька и стали с ним играть так они учатся ловить добычу.
Прочитайте места, где голос понижается и нужно сделать паузу. Какой знак препинания?
На какие части вы разделили текст? (На предложения)
С какой буквы пишется первое слово в предложении?
Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?
Докажите, что во всех предложениях сообщается что-либо об одном и том же предмете или предметах?
Что сообщается о лисе? А что – о лисятах?
Придумайте название тексту.
Слайд 4III. Беседа по содержанию
Где находится лисья нора?
Что принесла лиса к норе?
Как
лисята поступили с добычей?
Чему мать хотела научить лисят?
IY. Запись текста
С чего начнёте запись?
Как начнёте писать текст?
Почему запись текста начинаем с красной строки?
Запишите свой текст
Слайд 5
Выберите подходящую к тексту пословицу.
1. Старую лису не травят молодыми собаками.
2.
Лисица- старая льстица.
3. Старую лису хитростям не учат.
4. Лисичка всегда сытнее волка живёт.
Работа с фразеологическими оборотами
Как вы понимаете выражение? Хитрый как лиса? (Очень хитрый. О человеке).
Как он мог обо всём догадаться? Он же хитрый как лиса.
Слайд 6Подготовительные упражнения
Запишите без пропуска орфограмм:
А). В ч- ще леса у л-сы
н-ра.
Б). Пуш-стая, ж- вая, малыш- , уч- яли, поспеш-ли.
Лексические упражнения
Подбери близкие по значению слова-синонимы:
Лиса...(Кумушка, плутовка, пушистая красавица);
Принесли (притащили),играть (забавляться), лисята (детёныши, малыши).
Игра «Родители и дети»
Волк- волчица- волчонок , лис-…, заяц-…, корова-…
Слайд 7Прочитайте текст
Жадная лиса
-Здравствуй, лиса! Что кушаешь ? -спрашивает волк.
-Рыбку,- отвечает лиса.
-Дай
мне, лиса, хоть одну попробовать, -просит волк. А лиса учит: «Ты, волк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, так сам и наловишь».
Вопросы по содержанию:
Это текст? О чём в нём говорится?
Что сообщается о лисе? А что- о волке?
Какие слова в тексте повторяются слишком часто?
Замени их. В этом тебе помогут слова в рамке(Сестрица, сестричка, рыженькая, серый, братец)
Слайд 8YI. Скороговорка
У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.
YII. Многозначность слова
Найдите
слова, которые употреблены в переносном значении. Что они означают?
Любопытный суслик
Суслик выскочил из норки и спросил у рыжей Норки:
-Где вы были? – У Лисички!
-Что вы ели там? – лисички!
Подберите сами такие слова, которые имели бы по два значения.
Составьте предложения с каждым из значений.
Слайд 9YIII. Загадки
В птичник повадится- жди беды. Рыжим хвостом заметает следы.
За деревьями,
кустами промелькнула, будто пламя, промелькнула, пробежала…нет ни дыма, ни пожара.
Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, кур крадёт.
IX. Подведение итогов занятия