Слайд 1ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Слайд 2 «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства -
это, прежде всего, воспитание.
Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»
В.А. Сухомлинский
Слайд 4ПРИОРИТЕТЫ ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛИЧНОСТНОЕ ОСВОЕНИЕ ИМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, НОСИТЕЛЕМ
КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ КУЛЬТУРА
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ
Слайд 7ПРОИЗВЕДЕНИЯ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Слайд 8МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ
нравственная оценка действий героев произведения: соотнесение своих
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества
Слайд 9УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Развивает коммуникативные умения
Учит системно мыслить: анализируя и синтезируя
Слайд 10ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Слайд 11ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Слайд 12«ОТ СЛОВА К ДЕЛУ»
Первоначальные представления о нравственной норме
Осмысление
Эмоциональное принятие
Воплощение в слове
(вербальный уровень)
Воплощение в поступке (социальный уровень)
Слайд 13ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
развивает, формирует ученика как личность;
в литературном творчестве, особенно
драматическом, позволяет перевоплотиться, примерить на себя чужую роль, а значит - понять другого человека
Слайд 14ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то
и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Л. Н. Толстой
Слайд 15МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Слайд 16ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
думать над прочитанным;
сопереживать героям;
оценивать их поступки;
осмысливать
их проблемы;
соотносить их жизнь со своей жизнью;
стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Слайд 17САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
соотносят свои усилия с усилиями других,
учатся слушать и
понимать своих товарищей,
сопоставляют свои знания со знаниями остальных,
отстаивают мнение,
помогают и принимают помощь
Слайд 19ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ
использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда
– репродукции картин, слайдов
создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства
«погружение» детей в эту атмосферу
Слайд 20ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОМУ ОПЫТУ ДЕТЕЙ
Моделирование жизненных ситуаций: опыт может быть
востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
Ситуационный подход позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.
Слайд 21ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ
проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Слайд 22ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Слайд 23ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКАЗОК, БЫЛИН, БАСЕН
Хорошо воспринимаются и усваиваются детьми.
Несут в себе
глубокую народную мудрость, пронизанную высокой нравственностью.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма.
Мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых.
Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, былины, басни.
Слайд 24ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ОБЛАДАЮТ ВЫСОКИМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ: ВЕДУТ РЕБЕНКА ПО СТУПЕНЬКАМ ПОЗНАНИЯ, ПОМОГАЮТ ЕМУ ПОДНЯТЬСЯ НА ВЕРШИНУ АВТОРСКОГО ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА, ОБОГАЩАЮТ ЕГО НРАВСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ РЕБЕНКУ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТЬ.