Слайд 1Виды самостоятельной работы
Подготовила:
Учитель начальных классов
МКОУ Дорогинской СОШ
Ефременко Е.Г.
Слайд 3Уровни самостоятельности в познавательной
деятельности младших школьников
(по Т.И. Шамовой)
Слайд 6 Н.А.Половникова называет три уровня развития познавательной
самостоятельности учащихся, положив в основу степень владения методами самостоятельной познавательной деятельности.
На первом уровне – копирующая самостоятельность – школьник овладевает образцами всех типичных для его класса форм познавательной деятельности по предмету. В основном, здесь подразумевается овладение алгоритмическими действиями (по аналогии, по заранее представленному плану и т.п.), ведущими всех учащихся при одинаковых исходных данных к определенному, одинаковому результату.
Слайд 7Второй уровень – воспроизводяще-выборочная (репродуцирующая) самостоятельность – характеризуется самостоятельным воспроизведением основных
методов, соответствующих ступени обучения школьника, способностью к выбору и использованию нужного метода.
Третий уровень познавательной самостоятельности – творческая самостоятельность школьников – состоит прежде всего в уяснении конструктивного подхода к творчеству, в создании новых методов познавательной самостоятельности на основе уже усвоенных
Слайд 8Виды заданий для организации самостоятельной работы на уроках
Самостоятельная работа на
уроках чтения.
Слайд 9Чтение учащимися самостоятельно.
Выборочное чтение по заданиям (к иллюстрации, по вопросам, описание,
характеристика и т.п.) .
Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения.
Чтение с объяснением непонятных слов и понятий
(работа со словарем).
Слайд 10
Придумать окончание, другое окончание к тексту.
Составить план текста.
Придумать текст к
пословице, фразеологизму.
Сочинить загадки, скороговорки, сказки (Обобщающие уроки)
При работе с текстом использую дифференцированные задания, в зависимости от уровня самостоятельности учащихся. Например:
Слайд 13 На уроках русского языка я использую различные
виды самостоятельной работы. Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям.
Слайд 17Виды самостоятельной работы на уроках математики
Слайд 21Виды самостоятельной работы на уроках окружающего мира
Слайд 22практические работы с природным и другим раздаточным материалом, проведение опытов
практическая деятельность
(сбор листьев для гербария, семян для подкормки птиц зимой)
моделирование (при изучении экологических связей)
решение задач
выполнение творческих работ учащимися
упражнения (практические действия)
зарисовки
Слайд 23вычерчивание плана
составление схем
работа с учебником
работа на пришкольном участке
инсценировки
драматизация
самонаблюдение
создание и решение различных
ситуативных задач
Слайд 26Задания на развитие самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках
окружающего мира
Слайд 27 Игра-путешествие по реке времени (Д.Е.Баетрова)
По условию игры
ученикам предстоит путешествие по реке времени. Дети должны представить себя пассажирами древней волшебной ладьи и отправиться в плавание по значимым для истории России временным этапам. В ходе игры путешественники останавливались в условных пунктах назначения. Детям предлагалось вообразить и описать словами, что они видят, какова обстановка, как выглядят окружающие люди, как они живут, какие важные исторические события происходят в этот момент. В процессе игры использовался наглядный материал, иллюстрации. Очень важно правильное руководство игрой учителем - дети должны ощущать, что придумывают все сами, самостоятельно.
Проект – репортаж «История поселка»
с последующим оформлением в виде плаката. Для выполнения задания детям было предложено объединиться в группы по три-четыре человека. В процессе подготовки репортажа дети посетили школьный музей. Помимо фотографий, сделанных в музее, использовались фото из других источников. Презентация готовых плакатов сопровождалась выступлением и комментариями авторов проекта.
Слайд 29Игра «Да-нетка» (Д.Е.Баетрова)
Учитель загадывает объект, соответствующий теме урока. Ученики пытаются
найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет».
Слайд 30Активные методы организации самостоятельной работы над темой.
«Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом.
«Творческая мастерская»
Обучающиеся подбирают пословицы, стихотворения, рассказы, рисуют рисунки, пишут сочинения на заданную тему. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект. В ходе практической деятельности учебный кабинет превращается в творческую мастерскую.