Слайд 1Творческий отчёт по теме самообразования
учителя начальных классов
КГУ «Арзамасская средняя школа»,
Педагогический стаж работы-27 лет
СОРОКИНА С.В.
2016-2017 уч.год
Слайд 2«Развитие
поисково- исследовательских навыков
и формирование
творческой активности обучающихся
в учебно-
воспитательном процессе»
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
Слайд 3Цель самообразования:
Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, воспитания, учитывающих способности,
возможности, интересы учеников.
Обеспечение более высокого уровня собственной профессиональной компетентности по вопросам современных способов активизации познавательной деятельности.
Слайд 4Актуальность темы исследования:
обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска –
важнейшая задача образования и современного учителя.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений у младших школьников.
Педагогическая цель: повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определить условия формирования исследовательских умений.
Изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу:
если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее
обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
Слайд 5 Задачи:
изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
осуществить
отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений;
обучить младших школьников проведению учебных исследований;
развивать творческую исследовательскую активность детей.
Слайд 6Условия :
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна
проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.
Слайд 7формированием умений:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2.
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).
3. Умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)
4. Умение представить результаты своей творческой работы: выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах.
Слайд 9Формы работы с одаренными учащимися:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике
элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
НОУ «Шаг в науку»;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
работа по индивидуальным планам;
использование современных ИКТ (Интернет, медиатека,
компьютерные игры, электронная энциклопедия);
создание детских портфолио
Слайд 10Формы и виды творческой деятельности.
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы
и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Проблемный диалог, пресс- конференция
«Две шляпы критического мышления»
«Диалог с текстом»
«Верите ли Вы, что...?»
«Проблемный вопрос»
«Корзина идей»
«Мозговой штурм»
«Авторский стул»
«Корзина» идей, понятий, имён
«Кластер», «Ассоциации»
«Дерево предсказаний»
«Перепутанные логические цепочки»
«Верные и неверные утверждения»
«Толстые и тонкие» вопросы
«Инсерт»
«Синквейн»
«Чтение с пометами»
«Чтение с остановками»
«Метод Шесть шляп»
«Знаю — Хочу узнать — Узнал»
«Пятиминутное эссе»
«Ромашка вопросов или ромашка Блума»
Методы и приемы
Слайд 121класс
Первое полугодие:
творческие работы учащихся (рисунки),
устные рассказы, в которых
дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Второе полугодие:
дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Обязательным моментом является представление своей работы – дети доказывают свое мнение перед классом.
Слайд 132 класс
использую поисковые и проблемные методы;
предлагаю задания на выявление различных свойств,
действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи;
формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.
дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов;
знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др.
Слайд 14Учащиеся способны сами выбирать тему исследования
Направляю их к правильному выбору, сделав
примерный опрос:
- Что тебе интересно больше всего?
– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
– По каким предметам у тебя хорошие оценки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
– Чем и кем ты мог бы гордиться?
Вовлечение родителей в исследовательскую деятельность
Помощь в организации фото- и видеофиксации, анкетирования, интервьюирования
Подготовка и обработка материалов исследования к участию в научной конференции, в конкурсах
3-4 классы
Слайд 15Последовательность работы над проектом
Слайд 16
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети
овладевают некоторыми нравственными нормами,
усваивают моральные требования,
у них закрепляются определённые формы поведения, т. е. формируются так называемые «нравственные привычки».
Результативность:
Слайд 19Вклад учащихся 4 класса в рейтинг школы 2015-2016 учебный год
Вся гордость
учителя в учениках, в росте посеянных им семян
Дмитрий Менделеев
Слайд 20Баймбетова Алданыш
Похвальные листы
с 1-4 классы
Номинирована на участие в международную энциклопедию
«Лучшие в образовании»
Слайд 22Позитивное отношение к исследовательской деятельности
Слайд 23Уровень качества знаний учащихся
Слайд 24Уровень сформированности мыслительной деятельности.
Слайд 25Участие в районных, областных, республиканских, международных педмастерских
Слайд 27Участие в областных, республиканских , международных олимпиадах среди педагогов
Слайд 28Участие в областных, республиканских , международных проектах среди педагогов
Слайд 30Грамота Руководителя РОО «Система воспитательной работы класса», 1 место
Диплом Управления образования
акимата Костанайской области Регионального научно- практического центра «Костанай дарыны» «Система воспитательной работы класса», 1 место
Грамота «За активное участие в жизни сайта «Филолог»
Благодарность организатору «За активное участие в работе международного проекта для учителей intolimp.org»
Грамота «За активную жизненную позицию и участие в праздновании 25- летия Независимости РК»
Диплом сайта «Филолог» «За благородный труд, за высочайший профессионализм, за любовь к детям и к своей профессии, за умение понять, научить и помочь»
Грамота администрации КГУ «Арзамасская СШ» «Лучший учитель 2015-2016 уч.года»
Свидетельство о высоких достигнутых результатах… вошла в число самых активных учителей в серии олимпиад «Октябрь-2016 года»
Свидетельство о подготовке победителей серии международных олимпиад проекта intolimp.org «Зима-2017»
Диплом сайта «Филолог» «За умение от души благодарить, создавать радостную атмосферу, делиться добротой и в связи с международным днём Спасибо»
Благодарственное письмо образовательного сайта «Оку-заман" за активную работу с подрастающим поколением, направленную на воспитание патриотизма, основанного на гордости и любви к Родине
Свидетельство о занесении на Доску Почёта учителей Казахстана «За успехи, достигнутые в обучении и воспитании подрастающего поколения, добросовестный труд в сфере образования Республики Казахстан»
Диплом сайта «Филолог» «За добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с кончанием 3 четверти 2016-2017 учебного года»
Слайд 32Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян
Дмитрий Менделеев