Презентация, доклад Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

Содержание

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело» К. Д. Ушинский.«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»Д. Дидро

Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА


Евстифеева Г.А., учитель первой

кв. категории
МБОУ Базинской ООШ им.Н.В.Сутягина
2019г.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПАЕвстифеева Г.А., учитель первой кв. категорииМБОУ Базинской ООШ им.Н.В.Сутягина2019г.

Слайд 2«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как

понимать прочитанное – вот в чем главное дело» К. Д. Ушинский.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»
Д. Дидро

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем

Слайд 3Системно-деятельностный подход Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на его

сознание и развитие его личности в целом

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности
Процесс учения должен быть творческим
Обучение деятельности – совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством учителя

Системно-деятельностный подход Процесс учения - это процесс  деятельности ученика,  направленный на его сознание и развитие

Слайд 4
Основные базовые образовательные технологии системно-деятельностного подхода
Технология ситуативного обучения
Образовательная задача состоит в

организации
условий, провоцирующих детское действие

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт

Технология уровневой дифференциации «ЛЕСТНИЦА ДОСТИЖЕНИЙ»
Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней

Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом

Основные базовые образовательные технологии системно-деятельностного подходаТехнология ситуативного обученияОбразовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие ПРОЕКТНАЯ

Слайд 8 ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ представляет собой комплексное УУД, состоящее

из:

-осмысления цели чтения (для чего?),

в зависимости от способа действия (как? каким образом?),
-умения определять основную и второстепенную информацию,

-умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,

-умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ представляет собой комплексное УУД, состоящее из:-осмысления  цели чтения (для чего?),в

Слайд 10 Цель

этапа-развитие такого важнейшего читательского умения, как умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока).
Приемы

1 этап
Работа с текстом до чтения

Антиципация-предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.

Цель этапа-развитие такого важнейшего читательского умения, как

Слайд 111 этап
Работа с текстом до чтения

Приемы антиципации
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:
 Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Как будут развиваться события?
К какому выводу придёт автор?

1 этапРабота с текстом до чтения          Приемы

Слайд 12 

Приемы антиципации
*Создание проблемной ситуации. 
* Выделение ключевых слов темы (запись

на доске, нахождение выделенных слов в тексте ).
*Составление вопросов к теме.
*Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала.
*Составьте из букв фамилию писателя , с произведением которого мы будем работать.
*Прочитайте заглавие и предположите, о чем пойдет речь.
*Как называется раздел, по которому мы работаем? Какое отношение это имеет к изучаемому тексту?

1 этап
Работа с текстом до чтения

 Приемы антиципации  *Создание проблемной ситуации. * Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в

Слайд 13 *Если есть иллюстрации, вопросы по ним (высказывание

предположений о героях, теме, содержании текста ).
*Предположения по ключевым словам, по презентации, по малым фольклорным жанрам.
*Предположения о жанре.






*Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает уди­вительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

Приемы антиципации

*Если есть иллюстрации, вопросы по ним (высказывание предположений о героях, теме, содержании текста

Слайд 14Прочтите заглавие и скажите, о чѐм (ком) будет идти речь в

данном тексте.
Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.
Прочтите заглавие и скажите, о чѐм (ком) будет идти речь в данном тексте.Прочтите первые предложения абзацев и

Слайд 15
Сравнение с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Первая стадия (фаза) - вызов.

Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы:
- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается , записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Сравнение с технологией развития критического мышления (ТРКМ)Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя

Слайд 16Первичное
 чтение
Перечитывание
 текста
Беседа
по содержанию
 в целом
2 этап
Работа с текстом во

время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Первичное чтение Перечитывание текста Беседа по содержанию в целом 2 этапРабота с текстом во время чтенияЦель – понимание текста и

Слайд 17

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.

2 этап
Работа с текстом во время чтения

1.

Слайд 182 этап
Работа с текстом во время чтения

* Диалог с автором – естественная беседа с автором произведения:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы,
- задавать свои вопросы автору по ходу чтения,
- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста,
проверять, совпадают ли они с замыслом автора.


*Подтекстовые вопросы к автору:
на выяснение причинно-следственных и других связей;
на обоснование, аргументацию, доказательство;
оценочные;
формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

2 этапРабота с текстом во время чтения       * Диалог с автором

Слайд 19*Комментированное чтение.
*Работа со словом (работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками,

со словами образами).

2 этап
Работа с текстом во время чтения

*Работа с фразеологизмами. а)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду: в) Составьте диалог.

*Прочтите текст и
разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них,
найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части,
расположите пункты плана согласно логике повествования,
расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.

*Комментированное чтение. *Работа со словом (работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками, со словами образами).2 этапРабота с текстом

Слайд 20
Сравнение с технологией развития критического мышления (ТРКМ)


Сравнение с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Слайд 21
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских

интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

3 этап
Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с

Слайд 22 *Опираясь на содержание прочитанного текста,

закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
Выразите своѐ отношение к прочитанному.
Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам
наиболее интересной.
Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
Скажите, какие из перечисленных фактов вы
узнали впервые из прочитанного текста.
*Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.Объясните, как

Слайд 23Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов

к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом (прием ТРКМ).
Учащиеся на каждом из шести лепестков записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Ромашка Блума  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на

Слайд 24 Простые вопросы.
Проверяют

знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. (Как звали главного героя? Куда впадает Волга?)
Уточняющие вопросы.
Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. (Правда ли, что... Если я правильно понял, то...)
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать
их без негативной окраски.

Простые вопросы.  Проверяют знание текста. Ответом на них должно

Слайд 25Творческие вопросы.
Подразумевают синтез полученной

информации.
В них всегда есть частица БЫ
или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии ил предположения.
 (Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. (Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?)

Творческие вопросы.       Подразумевают синтез полученной информации.  В них всегда есть

Слайд 26 Объясняющие
(интерпретационные)

вопросы.
Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

Практические вопросы.
Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи меду
теорией и практикой.
( Как бы я поступил на месте героя? )
Объясняющие (интерпретационные)  вопросы.

Слайд 27 Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов


может быть использована на любой из трёх фаз урока:
– это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления,
– способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении,
– демонстрация понимания пройденного.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов     может быть

Слайд 28 Ведущим приёмом на любом этапе работы
с

текстом могут стать гроздья (кластеры)
– графический приём систематизации материала.
Ведущим  приёмом на любом этапе работы с текстом могут стать гроздья (кластеры)– графический

Слайд 29 На этапе работы с текстом во время чтения

продуктивно использовать прием ВОП

В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения
О – предполагаемый ответ на возникший вопрос
П – проверка своего предположения
На этапе работы с текстом во время чтения

Слайд 30Прием «Читаем и спрашиваем».

Цель: сформировать умение самостоятельно работать

с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранный учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.


Прием «Читаем и спрашиваем».Цель: сформировать умение самостоятельно    работать   с  печатной

Слайд 31Диалог с автором
Прихрамывая (Вопрос к

автору – Почему? Что случилось?),
они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения?)
Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье.
– Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в
тайнике, – сказал один.
(Проверка своих предположений – у них
кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.)




Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил.
(Почему? Докажите информацией из 1-го абзаца)

Диалог с автором      Прихрамывая (Вопрос к автору – Почему? Что случилось?),они спускались

Слайд 32Комментированное чтение –
выделяем ключевые слова, комментируем их.
Прихрамывая,

они спускались к речке (путь явно был долгим и
сложным), и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.)
Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.)
Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье.
– Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в
тайнике, – сказал один. (Значит, патроны у них уже кончились и
именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.)
Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил. (Почему именно так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … – учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.)
Комментированное чтение – выделяем ключевые слова, комментируем их.   Прихрамывая, они спускались к речке (путь явно

Слайд 33Дневник двойных записей


1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
 
Дневник двойных записей1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.  2. В процессе чтения ученики

Слайд 34Чтение с пометками

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию

по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Чтение с пометкамиУчитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:  V

Слайд 35Ассоциативный куст

Это один из

основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Ассоциативный куст       Это один из основных приёмов работы с информацией до

Слайд 36Ассоциативный куст

Ассоциативный куст

Слайд 37Составление вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом,

направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Памятка
Составление вопросного плана   Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять

Слайд 38Чтение с остановками
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам,

обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

Чтение с остановками 1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз

Слайд 39Приём таблица «ЗХУ»

Приём таблица «ЗХУ»

Слайд 40Дерево предсказаний

Дерево предсказаний

Слайд 41Описание приема
Ствол дерева – тема.
Ветви – предположения.
Предположения по двум направлениям:
«возможно»
«вероятно»
Количество

ветвей не ограничено.

Описание приемаСтвол дерева – тема.Ветви – предположения.Предположения по двум направлениям:«возможно» «вероятно»Количество ветвей не ограничено.

Слайд 42«Варианты развития событий»
«Варианты развития событий»
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится рассказ?
3.Как будут развиваться

события после финала?

Вариант 1

Вариант 1

Вариант 1

Схематичная модель «дерева предсказаний»

«Варианты развития событий»«Варианты развития событий»1.Что будет дальше?2.Чем закончится рассказ?3.Как будут развиваться события после финала?Вариант 1Вариант 1Вариант 1Схематичная

Слайд 43Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе

с сюжетными текстами.
Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
Не использовать прием больше одного раза на уроке.
Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.Тема должна содержать вопрос,

Слайд 44Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется,

интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Сравнение с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.Деятельность учителя: вернуть учащихся

Слайд 45Формирование УУД

Формирование УУД

Слайд 46Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов

способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

Нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою

Слайд 47Информационные ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс]

http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007
Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000

* Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н.Н. Светловская. – М.: Academia, 2011.
*Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. *Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2010.

Информационные ресурсыФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.Бондаренко Г. И. Развитие умений

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть