Презентация, доклад Технология проблемно-диалогического обучения

Содержание

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно- диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового

Слайд 1 Технология проблемно-
диалогического

обучения
Технология проблемно-    диалогического

Слайд 2 На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных

областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана
технология проблемно-
диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии

Слайд 3
Технология проблемного диалога как

средство реализации ФГОС

Проблемно–диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.


Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС

Слайд 4Классификация методов обучения
Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации
Сообще-ние гипотез, проверка учителем
Постановка

проблемы учениками от проблем-ной ситуации

Выдвиже-ние и проверка гипотез учениками

Побужда-ющий диалог от проблем-ной ситуации

Побужда-ющий к гипотезам и провер-ке диалог

Подво-дящий к теме диалог


Подво-дящий от проблемы диалог

Сообще-ние темы с мотиви-рующим прие-мом

Подво-дящий без пробле-мы диалог

Классификация методов обученияСообщение проблемы учителем от проблемной ситуацииСообще-ние гипотез, проверка учителемПостановка проблемы учениками от проблем-ной ситуацииВыдвиже-ние и

Слайд 5Приемы создания проблемных ситуаций

Приемы создания проблемных ситуаций

Слайд 6
Сначала в побуждающем или подводящем

диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.
Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему,

Слайд 7Виды диалогов
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения

проблемы
+ Развивает творческое мышление
+ Максимально близок к жизненным ситуациям
- Ученики могут увести в сторону от темы
- Невозможно рассчитать время на уроке

Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату коротким путем
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу

Включение в диалог «молчащих» детей:
- Петя, поясни, что ты понял из того, что сказал Вася? …
Таня, можешь объяснить Пете, что сейчас сказал Вася? …
Вася, мы правильно тебя поняли? …

Виды диалогов Побуждающий диалогВопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы+ Развивает творческое мышление+ Максимально близок

Слайд 8Регулятивные УУД
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Составлять план.
Работая

по плану, сверять свои действия с целью.
Определять степень успешности выполнения своей работы.

Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения:
«По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми

Мельникова

Регулятивные УУДУчиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.Составлять план.Работая по плану, сверять свои действия с

Слайд 9Этапы проблемно-диалогического урока.

Этапы проблемно-диалогического урока.

Слайд 10Примерный алгоритм при подготовке проблемно-диалогического урока
1.Отобрать минимум – новые знания данного

урока
2. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений)
3.Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урока (+версии решения)
4.Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирование поиска решения.
5.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.
6.Спланировать выражение решения проблемы
7. Подготовить задания на применение нового знания
Примерный алгоритм при подготовке проблемно-диалогического урока1.Отобрать минимум – новые знания данного урока2. Поставить цели урока – каким

Слайд 111.Отобрать минимум – новые знания данного урока
Как мы можем определить минимум?
С

помощью таблицы требований
в дневнике.

С помощью программы, например,
в методических рекомендациях.

С помощью учебника (перечень
умений на стр. 7)

Объяснять действие притяжения Земли на предметы

С помощью вывода в параграфе

1.Отобрать минимум – новые знания данного урокаКак мы можем определить минимум?С помощью таблицы требований в дневнике. С

Слайд 12Минимум
Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения
Объяснять действие притяжения Земли

на предметы

Минимум

МинимумВыбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изученияОбъяснять действие притяжения Земли на предметыМинимум

Слайд 13Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения
Объяснять действие притяжения Земли

на предметы

Минимум

Минимум

Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изученияОбъяснять действие притяжения Земли на предметыМинимумМинимум

Слайд 14Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения
Объяснять действие притяжения Земли

на предметы

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется
в случае, если на уроке остается время.
Дополнительный материал может заменить
необязательную часть материала параграфа.

Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изученияОбъяснять действие притяжения Земли на предметыДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется в случае,

Слайд 15Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для
любознательных

используется
Только в сильном классе или для сильных
учеников, проявивших интерес к теме урока.

Объяснять действие притяжения Земли на предметы

Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изученияДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для любознательных используется Только в сильном классе или

Слайд 162. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым

знанием будем обучать (развитие умений)

УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИР

УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ

две главные линии развития (цели) предмета окружающий мир

1. Объяснять действие притяжения Земли на предметы

2. Нахожу и формулирую проблему урока
вместе с учителем

2. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие умений)УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ

Слайд 173.Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урока
Что происходит с
людьми на

другой стороне
Земли по мнению Лены?
Логично ли она рассуждает?
(вспомните свой бытовой опыт)

А Миша прав?

Какой у вас возникает вопрос?
Что мы узнаем на уроке?

Что вас удивляет? Совпадает
ли мнение Лены и Миши?

Какие вопросы можно задать к диалогу Лены и Миши?

Как вы думаете, что ответил
Миша? (версии)

3.Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урокаЧто происходит с людьми на другой стороне Земли по мнению Лены?Логично

Слайд 18Что у нас будет написано на доске?
Вопрос, сформулированный
школьниками
Ответ, полученный на

уроке

ИЛИ

Земля притягивает к себе предметы.

Что у нас будет написано на доске?Вопрос, сформулированный школьникамиОтвет, полученный на урокеИЛИ Земля притягивает к себе предметы.

Слайд 194.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут

открыть сами.

Работа с текстом и
иллюстрациями учебника

Проведение опытов, наблюдений,
анализ жизненного опыта

Диалог на
основе
опыта детей

Диалог на основе чтения текста

4.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.Работа с текстом и иллюстрациями

Слайд 205.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут

открыть сами.

Пример подводящего
диалога

Что наблюдал Ньютон?
(Как падают яблоки)

Какую причину падения
яблок на землю
предположил Ньютон?
(притяжение Земли)

Какое явление, основанное
на притяжении, сумел
объяснить Ньютон?
(движение Луны)

Составьте подводящий диалог к тексту

5.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.Пример подводящего диалогаЧто наблюдал Ньютон?

Слайд 216.Спланировать выражение решения проблемы
Земля
Луна
Опорный сигнал, который будет появляться на доске

по мере открытия учениками нового знания или его элементов
6.Спланировать выражение решения проблемы ЗемляЛунаОпорный сигнал, который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания

Слайд 227. Подготовить задания на применение нового знания
Учебник
На что нацелены разные
задания,

имеющие ●, ●, ●

● Репродуктивные задания,
нацеленные только на предмет
● Продуктивные задания,
нацеленные на познавательные
УУД,
● Продуктивные задания,
нацеленные на личностные
результаты

Нужно ли выполнять их все?

Конечно нет!

7. Подготовить задания на применение нового знанияУчебникНа что нацелены разные задания, имеющие ●, ●, ●●

Слайд 237. Подготовить задания на применение нового знания
Рабочая тетрадь
Нужно ли выполнять их


все? А сколько?

Конечно нет! 1-2 в
классе и 1 на
выбор дома.

7. Подготовить задания на применение нового знанияРабочая тетрадьНужно ли выполнять их все? А сколько?Конечно нет! 1-2 в

Слайд 24Главный вывод
Деятельностный подход и технология проблемного диалога в частности

позволяет достичь нового образовательного результата
Главный вывод  Деятельностный подход и технология проблемного диалога в частности позволяет достичь нового образовательного результата

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть