Презентация, доклад Технология открытого образования - образовательное путешествие, учительский конкурс Шаг к успеху, 2019 г.

Содержание

«Non scholae, sed vitae discimus»«Не для школы, а для жизни мы учимся»Сенека (Луций Анней Сенека) - римский писатель, поэт, философ, политик. Родился в 4 веке до н. э. в испанском городе Кордова. Ученик философов Папиния, Секстия,

Слайд 1





Республика Бурятия, Прибайкальский район
МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа»
Учебно-методический

фестиваль педагогов Прибайкалья
«Шаг к успеху»



Номинация: «Методическая школа»


Тема: «Технологии открытого образования.
Образовательное путешествие».


Автор: Семиохина Т.Н.,
учитель начальных классов





Турунтаево, 2019


Республика Бурятия, Прибайкальский районМОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» Учебно-методический фестиваль педагогов Прибайкалья «Шаг к успеху»Номинация: «Методическая

Слайд 2«Non scholae, sed vitae discimus»
«Не для школы, а для жизни мы

учимся»

Сенека (Луций Анней Сенека) - римский писатель, поэт, философ, политик. Родился в 4 веке до н. э. в испанском городе Кордова. Ученик философов Папиния, Секстия, Аттале. Учитель императора Нерона. 

«Non scholae, sed vitae discimus»«Не для школы, а для жизни мы учимся»Сенека (Луций Анней Сенека) - римский

Слайд 3Технология: образовательное путешествие
Ключевые слова: личностные, метапредметные, предметные результаты образования, самообразование, индивидуализация,

образовательный маршрут, универсальные учебные действия, сопровождение.
Проблема: формирование успешной личности.
Цель: создание условий для общекультурного, личностного и позна­вательного развитие ребёнка
Задачи: а) формирование умения учиться
б) развитие навыков самопознания и самосовершенствования обучающихся
в) воспитание способности к самоопределению личности в культурном пространстве
Этапы технологии :
I - «Начало пути»: деятельность всех участников (учащихся, педагогов, родителей):выбор идеи путешествия, формулировка проблемы, определение темы, целей, задач, времени образовательного путешествия, создание ресурсной карты и маршрутного листа.
II - «Работа на маршруте»: самостоятельная работа учащихся в соответствии с маршрутным листом. Результат: сформулированы собственные версии решения проблемы в рамках темы путешествия.
III - «Подведение итогов путешествия»: обобщение полученного материала, подготовка и презентация результатов образовательного путешествия, обсуждение представленных версий.
Ресурсное обеспечение: ресурсы социокультурной среды образовательного учреждения (кабинеты, библиотеки школы и СДК, ТОС «Вектор», Совет ветеранов с. Кика, омбудсмен (Бурдуковская А.И.), кружки «Краеведение», «До-ми-соль-ки», школьная студия «Право знать», школьный и районный краеведческие музеи, личные и классные библиотеки участников, живой уголок класса, школьный питомник, школьная экологическая тропа «Кика - Прорва», Интернет-ресурсы, личный сайт учителя (https://infourok.ru/user/semiohina-tatyana-nikolaevna, средства партнёров).
Результаты деятельности в рамках образовательного путешествия: повышение уровня готовности учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний, умений, компетенций; к самообразованию в разных культурных средах; к коммуникациям с другими людьми на основе задействования внутренних и внешних ресурсов.
Степень самостоятельности учащихся на всех этапах образовательного путешествия зависит от возраста детей и сформированности навыков самостоятельной деятельности.

Технология: образовательное путешествиеКлючевые слова: личностные, метапредметные, предметные результаты образования, самообразование, индивидуализация, образовательный маршрут, универсальные учебные действия, сопровождение.

Слайд 4«Открытое образование - система взглядов и рассуждений, при которой образовательные функции

имеют не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз), но и элементы социальной и культурной сред могут нести образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом». Т.М. Ковалева.
Актуальность данной системы подтверждается тем, что «открытость образования» является одним из основополагающих принципов реализации ФГОС начального общего образования на основе системно-деятельностного подхода.
Ценности открытого образования: образовательная мобильность, индивидуальная история, культурная грамотность.
Преимущества образовательного путешествия обеспечивают :
а) доступность образовательных услуг любому желающему без анализа его исходного уровня знаний
б) свобода выбора места, времени и темпа обучение в ритме, удобного для обучающегося.

Участники:
Дети, обучающиеся 0-4 кл. (заказчики образовательных услуг, которые понимают, зачем они получают образование)
Педагоги (должны уметь принимать точку зрения детей и родителей)
Родители (им кажется, что они знают точно, что нужно детям, могут стать диктаторами при выборе образовательных услуг)

Всем участникам образовательного процесса важно понимать, что индивидуализация определяет принцип организации образовательного процесса, обеспечивающий личностно ориентированный подход, направленный на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Индивидуализация образования связана со школой, где должны быть созданы условия, позволяющие обучающимся проявить познавательный интерес и достичь успеха в проектировании собственного образовательного маршрута.
«Открытое образование - система взглядов и рассуждений, при которой образовательные функции имеют не только традиционные институты (детский

Слайд 5
Образовательное путешествие

Метод
Преобразование окружающей среды в среду развития личности посредством

«распредмечивания» объектов окружающего мира (выявление культурных смыслов, значений, образов как отражение мировидения и мироощущения человека).

Основа метода - экскурсионная деятельность.

Идеология метода:
20-30 г. XX века (единая трудовая школа)
Н.П. Анциферов, И.М. Гревс и др.

Технология
Особая форма освоения мира, реальное передвижение в пространстве с освоением культурных ценностей
Основа - индивидуальный выбор учащегося
Теоретические идеи технологии
Античность - описания путешествий ученых греческой и римской аристократии.
V-XVI в.- Европа - странствующие школяры, переход из одного кампуса в другой.
XVIII- XIX в., Россия - путешествие «государевых слуг» за рубеж.
XX -XXIв. - отечественные и зарубежные исследователи : Л.С. Выготский - знаковая природа культуры; С. Гессен - трехступенчатая система образования, форма самопознания в чужеродной среде;
1985 г. - Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов - формирование компетентностей личности по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», где компетентность -«знание в действии» , способность применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата.
Дж. Дьюи - формы познавательной активности ребенка: исследовательская, коммуникативная, деятельная, проектный подход в обучении

Образовательное путешествие  МетодПреобразование окружающей среды в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира (выявление культурных

Слайд 6Педагогические технологии открытого образования (технологии-конструкторы)
Портфолио

Образовательное путешествие
Дебаты
Развитие критического мышления


Проектная деятельность


Наполнение приемами, инструментами, элементами, исходя из заданных целей и планируемых результатов

Использование в урочной (игры, мастер-классы проекты), во внеурочной (кружки, секции, студии, элективы), внешкольной деятельности (очная, дистанционная)

Основа самостоятельной деятельности учащихся - их личный опыт и умение принимать решения

Обучение на основе индивидуальных траекторий
(индивидуализация)

Сохранение образовательного единства класса

Результат обучения – «присвоение знаний» – проживание и переживание образовательных событий, соотнесение их с собственным опытом и принятие в систему личностных ценностей

Факторы успешности освоения технологии образовательного путешествия:
Отказ педагогов от приоритетного применения репродуктивных методов обучения
Наличие учебно-методических материалов для самостоятельной деятельности обучающихся
Организация индивидуальных траекторий обучения с проектированием особой среды отношений «учитель-ученик»
Реализация принципа индивидуализации, т.е. учащийся самостоятельно определяет маршрут, выбирает формы организации учебной деятельности, самостоятельно конструирует свои знания в соответствии с целью обучения.

Проблемное обучение

Для организации индивидуальных траекторий обучения проектируется особая среда отношений «учитель-ученик». При этом функция педагога изменяется с ведущей на консультирующую, сопровождающую (тьюторскую).

Системно-деятельностный подход.
Формирование компетентностей личности по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность - «знание в действии», способность применять знания и навыки для достижения результата.

Педагогические технологии открытого образования (технологии-конструкторы) Портфолио Образовательное путешествиеДебатыРазвитие критического мышления Проектная деятельность Наполнение приемами, инструментами, элементами, исходя

Слайд 7Организационно-педагогические условия образовательного процесса на принципе открытости

Профессиональная готовность кадров (учителей,

педагогов доп. образования, библиотекарей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей и пр.) к проектированию особой образовательной среды, создающей условия для саморазвития личности ребенка. (Пр. N 761н от 26.08.2010 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей работников образования»).

2. Создание единой социокультурной образовательной среды школы по направлениям: -ресурсное обеспечение с правом выбора (вариативность программ доп. образования, внеуроч. деятельность, оснащение учеб. кабинетов, «зоны активности младших школьников», места для презентации результатов); - расширение образовательных услуг с привлечением внешних ресурсов :школьный округ, муниципалитет, учреждений доп. образования, библиотек, музеев; -создание общего программно-методического пространства программы для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, предметных, метапредметных,).

3
Информирование учащихся об образовательных услугах и ресурсах: сайт школы; сайт учителя; презентация в начале года на классном часе (совместно с родителями);
Интернет - группа (VK,OK,VIBER) - запись в дневнике; - информационный лист в портфолио; - информационный стенд в вестибюле, классном кабинете; уголок класса, - экскурсия (реальная или виртуальная).

4. Материально-
техническое и
информационное
оснащение
- аудио-, видео, графическое сопровождение, -проведение экспериментов, наблюдений, -определение местонахождения, -использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; - создание материальных объектов, - обработка материалов и информации технологическим инструментарием; - проектирование и конструирование моделей с цифровым управлением и обратной связью; - участие в спортивных мероприятиях

5. Нормативно-
правовые
условия
Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; пед. этика, теория и методика воспит. работы, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, права, экономики, социологии; админ., трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Организационно-педагогические условия образовательного процесса на принципе открытости Профессиональная готовность кадров (учителей, педагогов доп. образования, библиотекарей, психологов, социальных

Слайд 8Характеристика образовательного путешествия
1.Тематичность (формулировка темы исследования, определение содержания деятельности, выбор

объектов работы и последовательность их изучения).
2. Конкретность (работа с исследуемым объектом в естественной среде (исторической, географической, социальной) «без посредников»; восприятие его на основе собственного видения и интерпретации увиденного; формирование целостной картины существования объекта в общекультурном контексте).
3. Первичность наблюдения и опыта по отношению к информации (самостоятельное наблюдение, исследование, организация экспериментов и опытов предшествуют работе с готовой информацией).
4. Единство видов восприятия (зрительное восприятие «умный взгляд», движение, эмоциональное переживание, создание его целостного образа).
5. Активная самостоятельность учащихся (обоснованный выбор темы, определение цели и задач, создание собственного маршрута, выбор объектов исследования, ресурсов, темпа продвижения по возможностями «путешественника», способов презентации результатов, индивидуальной или групповой формы работы).
6. Виды деятельности в рамках образовательного путешествия: наблюдение и исследование (наблюдение - опыт личностных переживаний и активных мыслительных операций, непосредственное соприкосновение с окружающей реальностью; исследование - анализ и синтез объекта, установка причинно-следственных связей, решение проблемы, опора на знания, полученные из различных источников и собственный жизненный опыт).
7. Сочетание индивидуальной и коллективной деятельности (индивидуальные интересы, вкусы, наклонности, возможности творческого подхода, личностный рост исследователя; коллективный обмен опытом, впечатлениями, эмоциями в условиях дискуссии, обсуждение мнений, формирование четкой личностной позиции).


Характеристика образовательного путешествия 1.Тематичность (формулировка темы исследования, определение содержания деятельности, выбор объектов работы и последовательность их изучения).2.

Слайд 10Деятельность участников образовательного путешествия

Деятельность участников образовательного путешествия

Слайд 11Деятельность участников образовательного путешествия в рамках 1-го этапа (образец)

Деятельность участников образовательного путешествия в рамках 1-го этапа (образец)

Слайд 13Эффективность применения технологии образовательного путешествия в условиях малокомплектной школы

Эффективность применения технологии образовательного путешествия в условиях малокомплектной школы

Слайд 14 Образовательное путешествия во внеурочной деятельности
Кружок «Светофорчик». Зебра кто или

что?

Школьный музей. «История старого утюга»

Мастер - класс «Честь имею!»

Образовательное путешествия во внеурочной деятельности Кружок «Светофорчик». Зебра кто или что?Школьный музей. «История старого утюга»Мастер -

Слайд 15Спортивно-оздоровительное направление
«Воздушный змей»
ТОС «Вектор». Секция «Сильные! Ловкие! Смелые!».
ФАП, с. Кика

«Путешествие в страну Айболита»

Второклассники – волонтёры.
Пробег 9 Мая.

Спортивно-оздоровительное направление«Воздушный змей»ТОС «Вектор». Секция «Сильные! Ловкие! Смелые!». ФАП, с. Кика «Путешествие в страну Айболита» Второклассники –

Слайд 16Расчистка ледового катка
ТОС. Республиканские соревнования по конькам.
Краеведение. Проект «Вкусный пирог».
Зимняя эко

–тропа «Кика – Прорва»
Расчистка ледового каткаТОС. Республиканские соревнования по конькам.Краеведение. Проект «Вкусный пирог».Зимняя эко –тропа «Кика – Прорва»

Слайд 17Всероссийский день посадки леса.
Спортивно-экологический марафон по эко-тропе.

Всероссийский день посадки леса.Спортивно-экологический марафон по эко-тропе.

Слайд 18Духовно-нравственное направление.
ЛДП «Непоседы». «Создание макета села Кика»
ЛДП – 2019. Школьная студия

«Право знать». 22 июня - День памяти

Мастер-класс. СДК. Дом, который построил Я!

Духовно-нравственное направление.ЛДП «Непоседы». «Создание макета села Кика»ЛДП – 2019. Школьная студия «Право знать».  22 июня -

Слайд 19Общеинтеллектуальное направление.
Исследования на пришкольном участке.

Проект «Чистый воздух – крепкое здоровье!»

ГИБДД. Акция «Сохраним лес».

Общеинтеллектуальное направление.  Исследования на пришкольном участке.      Проект «Чистый воздух – крепкое

Слайд 20Общеинтеллектуальное направление.
Классный «Живой уголок».
Экологическая тропа «Кика – Прорва»
Проект «Спасибо зелёному

другу!»

Проект «Золотой листопад».

Общеинтеллектуальное направление. Классный «Живой уголок».Экологическая тропа «Кика – Прорва»Проект «Спасибо зелёному другу!»Проект «Золотой листопад».

Слайд 21СДК.
Ментальная математика.
Проект «Я – читатель!»
На полках школьного музея…
Проект
«Самоварное дело»

СДК. Ментальная математика.Проект «Я – читатель!»На полках школьного музея…Проект «Самоварное дело»

Слайд 22СДК. Вокально-хореографический
кружок «До-ми-соль-ки»
Обитатели живого уголка.
Инспектор ГИБДД. Посвящение в пешеходы.
Дендрарий. Опытные

образцы саженцев облепихи.
СДК. Вокально-хореографический кружок «До-ми-соль-ки»Обитатели живого уголка.Инспектор ГИБДД. Посвящение в пешеходы.Дендрарий. Опытные образцы саженцев облепихи.

Слайд 23РЭБЦУ. Обмен опытом проведения исследований на пришкольном участке.
БГСХА. Обмен опытом

исследований
на пришкольном участке.
РЭБЦУ. Обмен опытом проведения исследований на пришкольном участке. БГСХА. Обмен опытом исследований на пришкольном участке.

Слайд 24Проект «Школа будущего»
Индивидуальный проект «Самолеты малой авиации»
Проект «Теремок». Д/с «Петушок», с.

Кика.

ТОС «Вектор». Проект «Туристы»

Проект «Школа будущего»Индивидуальный проект «Самолеты малой авиации»Проект «Теремок». Д/с «Петушок», с. Кика.ТОС «Вектор». Проект «Туристы»

Слайд 25ТОС «Вектор». Кружок по спортивному ориентированию.
Индивидуальный проект «Снеговик».
Мастер класс. Оригами. Птицы

Мира.

Индивидуальный проект .
«Что найдёшь, если по лесу пойдёшь?»

ТОС «Вектор». Кружок по спортивному ориентированию.Индивидуальный проект «Снеговик».Мастер класс. Оригами. Птицы Мира.Индивидуальный проект .«Что найдёшь, если по

Слайд 26Родительский мастер- класс

Родительский мастер- класс

Слайд 27Диаграммы уровня развития творческой деятельности учащихся в рамках образовательного путешествия за

2017 – 2019 гг.

Вывод: Наблюдается положительный рост показателей творческой активности высокого уровня и уменьшение доли учащихся с низким уровнем раскрытия индивидуального творческого потенциала.

Диаграммы уровня развития творческой деятельности учащихся в рамках образовательного путешествия за 2017 – 2019 гг.Вывод: Наблюдается положительный

Слайд 28Диагностика развития умений учащихся при реализации образовательного путешествия за период 2017-2019

г. (%)

Вывод: Все диагностируемые показатели имеют положительную динамику развития. Это является доказательством актуальности применяемой технологии на всех этапах начальной ступени образования, со всеми категориями участников.

Диагностика развития умений учащихся при реализации образовательного путешествия за период 2017-2019 г. (%)Вывод: Все диагностируемые показатели имеют

Слайд 29Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя с родителями в рамках образовательного

путешествия (%)

Вывод:
Наиболее эффективная деятельность по направлениям: Учебно-познавательная, природоохранная, досуговая, трудовая, по созданию микроклимата.
Менее эффективна работа с родителями в направлениях: спортивно-оздоровительном, военно-патриотическом

Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя с родителями в рамках образовательного путешествия (%)Вывод:Наиболее эффективная деятельность по направлениям:

Слайд 30Межшкольная конференция учебно-исследовательских и практических природоохранных проектов «Родной край у Байкала»,

Усть –Баргузин, 2019.
Межшкольная конференция учебно-исследовательских и практических природоохранных проектов  «Родной край у Байкала», Усть –Баргузин, 2019.

Слайд 31III межрегиональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников «Я

– исследователь», п. Танхой, 2019 г
III межрегиональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь», п. Танхой, 2019 г

Слайд 32ГБУ ДО «Республиканский детско-юношеский центр
патриотического воспитания, туризма и спорта»
Республиканская конференция

школьных исследовательских работ «Первые шаги в науку», г. Улан – Удэ, 2019 г.
ГБУ ДО «Республиканский детско-юношеский центр патриотического воспитания, туризма и спорта»Республиканская конференция школьных исследовательских работ «Первые шаги в

Слайд 33Республиканская конференция учебно-исследовательских работ учащихся «Земля – наш общий дом», БГСХА,

2019 г.
Республиканская конференция учебно-исследовательских работ учащихся  «Земля – наш общий дом», БГСХА, 2019 г.

Слайд 34Школьная экологическая игра «Вокруг Байкала»

Школьная экологическая игра «Вокруг Байкала»

Слайд 35Проект «Я – начало доброты». Сотрудничество с родителями.

Проект «Я – начало доброты».  Сотрудничество с родителями.

Слайд 36АНО «Центр инновационных ресурсов» г. Киров. Всероссийская сетевая образовательная игра-путешествие «Улей» для

учащихся 1-11-х классов, www.irc43.ru

АНО «Центр инновационных ресурсов» продолжает Всероссийскую дистанционную мультиолимпиаду - марафон
«Муравейник-2019»
для учащихся 1-4-х классов

Международная Дистанционная олимпиада «Инфоурок»
Осенний сезон 2019 для дошкольников и учеников 1-11 класса
Бесплатное участие и наградные материалы
Проведение олимпиады 25 сентября - 25 ноября
Базовый уровень олимпиады: 15 заданий, 60 минут.
Углубленный уровень олимпиады:15 заданий + 10 дополнительных заданий

Организация внеурочной деятельности предполагает очную, заочную и дистанционную формы.

АНО «Центр инновационных ресурсов» г. Киров. Всероссийская сетевая образовательная  игра-путешествие «Улей»  для учащихся 1-11-х классов,

Слайд 38Заключение
При организации работы младших школьников в технологии образовательного путешествия важно сорганизовать

ресурсы (информационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые и др.) учреждений общего, дополнительного образования, а также других учреждений и организаций.
Ограниченность временных ресурсов урока максимально компенсируется во внеурочной и внешкольной деятельности по реализации индивидуального маршрута учащихся в рамках образовательного путешествия.
Результатом обучения является «присвоение знаний» - проживание и переживание образовательных событий, соотнесение с личностным опытом и принятие их в систему ценностей
Степень самостоятельности учащихся на всех этапах образовательного путешествия зависит от возраста детей. В одном кружке, клубе, секции или мероприятии одновременно участвуют младшие школьники с 0 по 4-й класс, совместно с педагогами, родителями и внешними партнёрами. Это способствует сплочению детского коллектива школы.
Образовательное путешествие – самодостаточная форма организации образовательного процесса педагогами для достижения определенного результата.
Перспективность реализации технологии «Образовательное путешествие» для разновозрастного коллектива малокомплектной школы в тесном сотрудничестве с внешними партнёрами очевидна и доказана практикой.

ЗаключениеПри организации работы младших школьников в технологии образовательного путешествия важно сорганизовать ресурсы (информационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые

Слайд 39Источники:
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование,

2000. – с. 206. https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-i-osobennosti-metoda-proektov-dzhon-dyui
Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского науч.-метод. семинара. М.: АПКиППРО, 2009. https://vo.hse.ru/data/2013/10/21/1279392860/VO2_11%20Kovaleva.pdf
Т.М.Ковалева, Архив. Школа Культурной Политики, 2002 г. «Образовательные технологии».http://www.shkp.ru/lib/archive/methodologies/technology/kovaleva
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. Орф) Философская энциклопедия. Сенека, 106 письмо. https://slovar.wikireading.ru/554843


Источники:Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206. https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-i-osobennosti-metoda-proektov-dzhon-dyui Ковалева

Слайд 40Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть