Слайд 1Составила: Донцова Наталья Владимировна,
МБОУ «ООШ № 35» Киселевского городского округа
2016
год
Стихи – «запоминалки»
на правила русского языка
в начальной школе
Слайд 2Алфавит
А Б В Г Д Е Ё Ж – прикатили на
еже.
З И Й К Л М Н О – дружно вылезли
в окно.
П Р С Т У Ф Х – оседлали петуха.
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я – вот и все мои друзья !
Ъ Ы Ь – не запомнятся никак.
Слайд 3
Правописание большой буквы
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Слайд 4
Правописание гласных после шипящих
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А слова, где ча и ща
Пишем только с буквой а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
Слайд 5
Правописание сочетаний ЧК, ЧН, РЩ, ЩН
Не сложно
понять, что ЧК и ЧН
Без мягкого знака писать надо всем.
Р и Щ, Щ и Н — здесь не ждите перемен.
Мягкий знак тут не гостит
И от этого грустит.
Слайд 6
Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Чтоб развеять все сомненья,
Гласный ставь под ударенье!
Слайд 7Предлоги
В поле, в доме, на сосне,
За рекой, в лесу, во сне,
Под березкой и в берлоге –
Вы заметили ПРЕДЛОГИ?
Перед СЛОВОМ встал ПРЕДЛОГ –
Вспомнить правило помог!
Слайд 8Правописание не с глаголами
Всякий школьник это знает –
Не глагола
избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!
Слайд 9Правописание парных согласных
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Слово смело изменяй
И согласный проверяй:
Зуб на зубы, лед на льды,
Будешь грамотным и ты!
Слайд 10Приставка
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется
она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Слайд 11Корень
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Слайд 12Суффикс
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу
уголком –
Называю суффиксом.
Слайд 13Окончание
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Слайд 14Основа слова
Та часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется
Остальная же часть слова
Называется основой.
Слайд 15Имя существительное
Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.
Слайд 16
Имя прилагательное
Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному
прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.
Слайд 17Глагол
Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал
ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.
Слайд 18
Глаголы - исключения
11 глаголов исключений
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Слайд 19
-ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах
В зимний вечер звёздный, тихий
Снег что делаеТ?
КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ?
Спать ложиТЬСЯ.
Слайд 20
Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И
Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждет, когда кто позвонИт.
Слайд 21
Род имён существительных
К слову я подставлю «мой» -
Это
значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.
Слайд 22
Что такое склонение?
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.
Слайд 23Три склонения имён существительных
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я –
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни - это правило для всех учеников!
Слайд 24Падежи
Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их
дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Слайд 25Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
Слайд 26Родительный
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И
с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Слайд 27Дательный
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к
(а) – предлогов нет дружней!
Слайд 28Винительный
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Слайд 29Творительный
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Слайд 30Предложный
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги
он свои не забывает,
При, в, об, о, на
- он громко восклицает.
Слайд 31
Падежные предлоги
И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг,
после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.
Слайд 32Однородные члены предложения
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно.
Дети рисуют, играют,
сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
Если же вдруг появился союз,
То запятая тогда – лишний груз.
Дети поют и смеются,
Дружат и не дерутся.
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым.
Я и пою, и танцую.
Видишь, дружок, запятую?
Перед союзами «а» и «но»
Долгих сомнений быть не должно:
Не думай впустую –
Ставь запятую!
Мы не шумим, а смеемся.
Спорим, но не деремся!
Слайд 33Наречие
Всем известно, что наречие —
Постоянная часть речи.
Хоть всякое случается,
Оно не изменяется.
Его вопросы без труда
Можно выучить, друзья:
Где? Откуда? Как? Куда?
Почему? Зачем? Когда?
Слайд 34Несклоняемые слова
Кофе, кино,
Эскимо и пальто –
Эти слова
Не склоняет никто!
Слайд 35Надевать и одевать
Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.
Надя девочка НАДЕЛА
На
себя три платья смело,
Плащ надела и пальто –
Не замерзнет так никто!
Стала куклу ОДЕВАТЬ,
На прогулку собирать.
"Жарко стало - мамочки!
Снять мне что ли варежки?"
Слайд 36Прийти – приду
– Я не смогу к тебе придти
И в
школу не прийду.
– Но что случилось? Расскажи!
– Прийти могу. Приду.
Слайд 37Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно
Букву Т
писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Слайд 38
Родительный падеж множественного числа существительных «носки»
и «чулки»
Носки короткие – слово
длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Слайд 39Все согласные глухие в предложении:
Степка, хочешь щец?
- Фи!
Слайд 40Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь
была в мире + й
Слайд 41
Буква Ы после Ц в корне слова
«Цыган
на цыпочки привстал, и он цыплёнку «Цыц!» сказал.
Слайд 42
Родительный падеж множественного числа существительных «сапоги», «туфли»
Одна пара модных туфель
Стоит, как огромный трюфель.
Зато кожаных сапог
Накупил я, сколько смог!
Слайд 43Про двойные согласные
С двойной согласной непременно
Пишем мы
слова: антенна,
Килограмм и грамм, и тонна
Пассажир, шоссе, колонна,
Ссора, теннис и программа,
Группа, касса, телеграмма,
Русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Слайд 44
Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Слайд 45
Глагол «ехать» в повелительном наклонении
На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь,
И не ездий никогда –
ПОЕЗЖАЙ! Запомнил?
– Да!
Слайд 46
Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.
Еду ни лОжить, ни ложИть,
Да и накласть нельзя.
А можно класть и положить –
Запомните, друзья!
Слайд 47
Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только
сложную форму (одержать победу, стать победителем).
«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу!
Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!»
«Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей.
Правила ты должен знать, чтоб победу одержать!»
Слайд 48
Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также
Что бы мне такое прочитать,
Чтобы сразу самым умным стать!
То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу,
Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!
Так же на базар пойду,
Как ходил в прошлом году,
Там куплю себе корову,
А также лошадь и козу.
Слайд 49
О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК-
(девчонка, юбчонка,
галчонок, медвежонок)
пишется буква О.
Шел по лесу медвежонок,
Повстречал его волчонок:
– Там в лесу толпа девчонок
Весь рассыпала бочонок,
Полный ягод, вкусных, спелых.
Забирай малину смело!
Слайд 50
Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на
первый слог.
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты.
Лучше жить без тОртов,
Чем гулять без шОртов!
Слайд 51Написание слова свЁкла
Фёкла красная, как свЁкла!
В
огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
Слайд 52
Ударение в слове щавель:
Срубили
ель, сорвали щавЕль.
Слайд 53Правописание приставок
на «З», «С»
Не забудьте, что приставки
Раз-, из-,
воз-, низ-, чрез- и без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят "з" на "с".
Слайд 54
Правописание суффиксов
-очк -, -еньк-
Деточки: Светочки,
Оленьки, Поленьки,
Юрочки, Нюрочки,
Сашеньки, Машеньки
-
Ласково мамы всех называют,
Весёлый венок из имён сплетают.
Все имена вы в тетрадь запишите
И важные суффиксы в них укажите.
Слайд 55Информационные источники
Рамка https://img-fotki.yandex.ru/get/15561/16969765.25e/0_96528_1180a0fa_orig.png
Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/230148220.2/0_d124d_406de25a_M.jpg