Слайд 1
Проект
«Создание генеалогического древа как средство развития семейных ценностей»
Слайд 2 Авторы:
Романова Маргарита Николаевна
Егорова Альбина Николаевна
Воспитатели МБДОУ детский сад «Сулусчаан» с.Чинеке Вилюйского улуса
Слайд 3 Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Участники: дети старшей группы,
их родители, педагоги
Вид проекта: исследовательско - творческий, рассчитан сроком на 1 год
Слайд 4 Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в
себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица» или «генеалогическое древо».
Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.
Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Изучив тему проекта, нами была обозначена проблема: не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Мало развито чувство гордости за свою семью.
Слайд 5 Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю
создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.
Цель проекта: Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.
Слайд 6 Задачи:
1. Формировать у детей представление о
семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.
Наш проект исследовательско - творческий, рассчитан сроком на 1 год для детей старшей группы (5-6 лет), педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.
Слайд 7 1 этап: подготовительный
- Определение цели
и задач проекта
- Ознакомление детей и родителей с проектом
- Создание необходимых условий для реализации проекта
- Сбор информации о генеалогическом древе
На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта. Ознакомили родителей с целью и задачами проекта. Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья», выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья»).
Слайд 8 2 этап: основной
Разработка консультации для
родителей « Что такое генеалогическое древо?»
Создание папки – передвижки «Моя семья»
Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»
Разработка конспекта образовательной деятельности по теме «Что такое генеалогическое древо?»
Проведение бесед по данной теме
Создание с детьми и родителями альбома «Моя семья»
На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» и папка – передвижка «Моя семья». Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: «Синяя чашка» М.Матвеева, «Слива уцуо5а» Л. Толстой , «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Икки ийэ уонна икки кыыс» С. Данилов, «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К.Ушинский, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «Кэ5э» (ненец. сказка), «Тереебут кун» М. Ефимов, «Похищенное имя» Т.А.Шорыгина, «Дьиэтээ5и саца дьылбыт» М. Обутова-Эверстова. Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» и беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители?», «Как мы отдыхаем?» помогли сформировать представление о роде и родословии, о происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Моя семья».
Слайд 9 3 этап: заключительный
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»
Обобщение материала по реализации проекта
На заключительном этапе была организована выставка детского творчества «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье.
Слайд 10
Социально-личностное
Социализация
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
Строительные игры «Мебель для дома».
Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Кэ5э».
Инсценировки «Икки ийэ – икки кыыс», « Сказка для мамы».
Труд
Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т.д.
Художественный труд:
Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
Безопасность
Игровая ситуация «Помогаем маме…» Соблюдение правил безопасности при организации труда.
Игра-тренинг «Я потерялся».
Слайд 11 Виды совместной деятельности
Познавательно-речевое развитие
Коммуникация
Составление творческих рассказов на тему
«Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Познание
Тематические беседы «Права и обязанности в семье», «Моё имя»,
Подбор фотографий на тему «Моя семья».
Рассматривание семейных фотоальбомов
Знакомство с профессиями родителей.
Пословицы и поговорки о семье.
Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
Чтение художественной литературы
Чтение рассказов:
«Косточка» К. Ушинский, « Цветик – семицветик» В. Катаев
«Синяя чашка»М. Матвеева, « Мамина дочка» В. Белов, « Старый дед и внучек» Л. Толстой, « Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, « Тереебут кун» М. Ефимов, « Мамина работа» Е. Пермяк
Стихи: С.Чёрный «Когда никого нет дома», А.Майков «Внучка»,
Е.Благинина «Посидим в тишине».
Сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»,
ненецкая сказка «Кэ5э»
Слайд 12Художественно-эстетическое
Художественное творчество
Рисование по шаблону карандашами «Моя рука - моя семья»
Рисование
пальчиком «Мой дом»
«Для любимой мамочки испеку два пряничка» - изготовление печенья из солёного теста для игры «Дом»
Музыка
Слушание и исполнение песен о семье и её членах.
Физическое развитие
Физкультура
Создание условий для п/игр и игровых упражнений с пособиями и атрибутами физкультурного уголка
Подвижные игры, игровые упражнения
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна
Здоровье
Игра «Бабушкино лукошко» (продукты, полезные для здоровья)
Проблемная ситуация «Почему папа заболел».
(вредные для здоровья поступки и привычки людей)
Слайд 13 Выводы:
В результате работы над проектом дети расширили
представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась: знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания своей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.