Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 4 «Теремок» с. Красногорск
Сахалинской области
«Современные формы и методы социально-коммуникативного развития дошкольников»
(в соответствии с ФГОС)
Слайд 2«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем
у наших детей завтра».
ДЖОН ДЬЮИ
Слайд 3
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. В соответствии с
ФГОС ДО, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами. Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Итогом становиться ситуация, когда ребенок, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся чужими, он не знает, о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется.
Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Слайд 4СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс усвоения и дальнейшего развития
индивидом социально - культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений
НАПРАВЛЕНИЯ:
Патриотическое воспитание
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Трудовое воспитание
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:
использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий
реализация общеобразовательной программы
обогащение предметно-пространственной среды
Слайд 5СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОУ
Усвоение норм и ценностей, принятых
в обществе
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу людей
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 6СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА НАПРВЛЕНО
НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:
1. Формирование положительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родины.
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Слайд 7ПРИЕМЫ ПОМОГАЮЩИЕ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ритуалы и
традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят
Утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное
Читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;
День любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.
Слайд 8ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви
Обучение
умению слушать и слышать другого
Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях
Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам
Формирование чувства симпатии между участниками общения
Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие
Обучение умению детей владеть собой
Развитие умения анализировать ситуацию
Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков
Слайд 9ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Непосредственная образовательная деятельность
Беседы
Участие в районных и городских акциях
Экскурсии
Целевые
прогулки
Чтение художественной литературы
Вечера досуга
Викторины
Театрализация
Праздники
Игры – тренинги
Презентации
Игры – драматизации
Речевые игры
Психологические тренинги
Слайд 10СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развивающие игры – В.Воскобовича , Никитиных,
Кюизенера, Дьенеша …
Дыхательная и пальчиковая гимнастика, «Речь и движение», «Сказкотерапия»
Интерактивные презентации
Макетирование, моделирование
Маршрут выходного дня (ближнего и дальнего окружения)
Виртуальные посещения различных объектов (ИКТ)
Проектная деятельность
Экспериментирование
Слайд 11ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Совместные образовательные проекты, а также семейные и
межсемейные
Вечера вопросов и ответов
Родительские гостиные
Тренинги по запросам родителей
Клубы по интересам
Родительские конференции
Совместное творчество родителей, детей и педагогов
Творческие выставки и фотовыставки
Тематические вечера и викторины
Совместные досуги
Видеоинтервью и мультимедийные презентации
Выпуск семейных газет и книжек-малышек
Совместное создание мини-музеев
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО
«СОЦИАЛЬНО-
КОММУНИКАТИВНОМУ
РАЗВИТИЮ»
В РАМКАХ ФГОС
Слайд 13МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми
как основных методов воспитания;
Организация сюжетных игр
Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ
Простейшие поисковые и проблемные ситуации
Игры с моделированием
Литература и игра (чтение)
Слайд 14СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Организация сюжетно-ролевых игр
Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых
ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов
Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач
Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Слайд 15СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Ситуационные задачи, их широкая вариативность
Использование метода проектов
Использование метода коллекционирования
Использование
театрализованной деятельности
Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
Самостоятельная деятельность детей
Слайд 16Таким образом, все, выше сказанное, позволяет говорить о необходимости создания в
ДОУ условий для развития социально-коммуникативных навыков, выстраивания специально организованной работы и развитию социальных умений общения.
Задача ОО в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие нравственными качествами, необходимыми для дальнейшей жизни, с усвоенными этическими нормами поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально- коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности.
Слайд 17«Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по
жизненной дороге, после того, как вы показали ему путь».
Конфуций