Слайд 1Совершенствование устных вычислительных навыков на уроках математики в рамках реализации ФГОС
Кузнецова
Светлана Александровна
МАОУ «СОШ №7», Гайский городской округ
Слайд 2«Развитие навыков должно предшествовать развитию ума»
Аристотель
Математика – это мощный фактор интеллектуального
развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Слайд 3 «Приобрести вычислительные
навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро».
М.А. Бантова
Слайд 5Осознанность- ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен
порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательства правильности выбора системы операций. Ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать.
Правильность- ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами ( правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём)
Рациональность- ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, т.е. выбирает из возможных операций
Слайд 6
Обобщённость- ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев, т.е.
он способен перенести приём вычисления на новые случаи
Автоматизм - ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свёрнутом виде
Прочность - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время
Слайд 7Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться
в методической связи с основной темой и носить проблемный характер
Организация работы на уроке по формированию вычислительных навыков позволяет мне решать следующие задачи:
активизировать работу учащихся
пробуждать интерес к изучению математики
способствовать развитию познавательного интереса
формировать интеллектуальные умения
улучшать весь педагогический процесс и повышать его эффективность
Слайд 8 Системный подход в работе позволяет не только отрабатывать вычислительные умения,
но и нацелен на развитие учащихся.
Система организации диагностики, контроля формирования вычислительных умений и навыков у учащихся, применение компьютерных технологий способствует росту комфортности обучения.
Слайд 9Для создания условий успешности ученика необходимо:
сформировать вычислительные навыки;
проводить диагностику вычислительных
навыков учащихся;
вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;
постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;
учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;
постепенно усложнять устный счет;
использовать интересные формы работы на уроке;
учить различным способам быстрых вычислений;
привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.
Слайд 10Два вида устного счёта.
Первый (основан на зрительном восприятии информации) – это
тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом.
Второй вид устного счёта (основан на слуховом восприятии). Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются.
Слайд 18 Лабиринты
Игра
«Добраться до горы
Кощея
Бессмертного»
(строго по стрелкам
и набрать 10 очков)
Слайд 19 Лабиринты
Нужно пройти по тем клеточкам лабиринта,
сумма в которых равна 10. Двигаться можно вверх, вниз, влево, вправо, нельзя двигаться по диагонали.
Слайд 27Пары чисел, одно из которых
на 3 больше
Слайд 28Логические цепочки
…5 7 9 … (1 3 5 7 9 11 13
….)
…5 6 9 10 …(1 2 5 6 9 10 13 14 …)
…21, 17, 13, (…29 25 21 17 13 9 5 1 )
Слайд 29Сравнение математических выражений
3+4 и
1+6
Слайд 30Ошибки невидимки
10 < 10 10 < 100
6+3=10 6 + 3 = 10 - 1
Слайд 31Математические цепочки
Это растение каждой бродячей собаке радо. Даже лис, медведей
и волков не боится. Они дерут его клыками, когтями рвут, а растение за них цепляется – расстаться с ними не может. Что это за растение?
7 + 1 + 2 – 9 = ?
Мокрица – 3
Молодило – 2
Репейник – 1
Слайд 32Математические цепочки
Детёныши какого животного ещё слепые,
а уже умеют защищаться
от врагов?
7 + 1 - 3 - 5 = ?
Крот 1
Ёж 0
Волк 2
Слайд 34Игра «Вычислительные машины»
(по алгоритму,заданному блок – схемой)
Слайд 36Математический диктант
1. Запишите число, которое следует за числом 2.
2. Запишите число,
которое на 1 больше 6.
3. Уменьши число 4 на 1.
4. Увеличь число 5 на 2.
5. Запиши самое маленькое однозначное число.
6. Запиши предыдущее число для числа 8.
7. Запиши соседей числа 4.
8. Одно число 6, другое 2. Запиши сумму.
9. Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 9?
10. К двум прибавить столько же.
11. Запиши числа от 3 до 8.
12. Запиши самое большое однозначное число.
13. Шесть котят пили молоко. К ним прибежал ещё один котёнок. Сколько всего стало котят?
14. У Тани 6 кукол, а у Дины на 2 куклы меньше. Сколько кукол у Дины?
15. Вера нашла 3 гриба, а Света на 1 гриб больше. Сколько грибов нашла Света?
Слайд 40Цель тестового контроля:
Измерить уровень усвоения знаний;
Изучить динамику развития личности учащихся;
Корректировка процесса
обучения
Слайд 42 Вывод:
Целенаправленная и системная
работа позволяет сформировать высокий уровень вычислительных умений и навыков обучающихся. Они играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности. Всё это делает новые знания личностно значимыми , развивает учебно -познавательные мотивы учащихся, вырабатывает у них творческий подход к жизни, приучает их вдумчиво относиться к любой выполняемой деятельности, без чего не мыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности.
Слайд 43Китайская пословица гласит:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне –
и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь».