Слайд 2ПОЧЕМУ «ПАСХА»?
Само название праздника «Пасха» пришло из ветхозаветной истории. Тогда это
слово обозначало «исход» и связано с освобождением Моисеем еврейского народа из египетского рабства.
В церковном значении «Пасха» стала истинным символом избавления человечества от погибели и обретения им новой жизни благодаря вере в воскресшего Иисуса Христа. Новый Завет учит, что Иисус был распят как раз в Страстную Пятницу, а воскрес по наступлению еврейского праздника Песах (Пасхи).
С этого момента Церковь внесла новый смысл в этот праздник, наполнив его радостью победы света над мраком, радостью воскресения великого Божьего Сына.
Слайд 3Пасха - традиции празднования
На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме.
Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреняя (или утреня)..
Слайд 4Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма.
Когда верующие входят
в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.
Слайд 5Христосование
Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг
друга обнимем и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.
Слайд 6Пасхальная трапеза
После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться.
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос — это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.
Слайд 10Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб
Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).
Традиция красить яйца на Пасху
Слайд 11Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.
Крашенками (или галунками) называются яйца,
окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.
Крашенки
Слайд 12Писанки
Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в
основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.
Слайд 13Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры
из полосок или пятен.
Крапанки
Слайд 14Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц
на их скорлупе нацарапывался определенный узор.
Дряпанки
Слайд 15Откуда пошла традиция красить яйца на Пасху
Традиция дарить друг другу крашеные
яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.
Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17). Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.
Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.
Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами "Христос Воскрес!" передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.
Слайд 16Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной
горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.
Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.
Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.
Слайд 18Традиции Пасхи у разных народов
В православной Греции Пасха является важнейшим
праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки».
Слайд 19В Польше на Пасху едят «мазурки» — песочное печенье с фруктовыми
и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.
Слайд 20В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может
быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.
Слайд 21На Пасху в Германии готовят пасхальные пироги в форме ягненка.