Слайд 1«Сказка как средство развития
изобразительного творчества старших дошкольников»
Слайд 2Основная цель работы
развитие изобразительного творчества старших дошкольников через сказку, сказочный образ.
Слайд 3
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность сказокв
развитии творческого воображения у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изучению и использованию сказки в развитии творчества у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста при использовании сказки будет эффективно, если:
- будет разработан комплекс занятий по изодеятельности с использованием сказочных мотивов, сюжетов, образов, вызывающих интерес у детей и стимулирующий их фантазию;
- с помощь сказочных приемов создана эмоционально-положительная творческая атмосфера сотрудничества, создающая для детей ситуацию успеха.
Слайд 4
задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия "изобразительного
творчества" и как оно связано со сказкой.
2. Выявить особенности развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок.
4. Разработать комплекс занятий, направленный на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста, и в опытно-поисковой работе проверить их эффективность.
Слайд 5Практическая значимость
исследования заключается в апробировании комплекса занятий по изобразительной деятельности, которые
могут служить методическими рекомендациями для работы в детском саду.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- экспериментальные методы изучения уровня изобразительного творчества у детей;
- систематическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- педагогический эксперимент, методы диагностики.
- анализ результатов деятельности.
Слайд 6Этапы исследования:
1 этап – выбор и осмысление темы. Этот этап был
посвящен изучению проблемы психолого-педагогических исследований ученых, уточнению цели, гипотезы, задач, проведение констатирующего эксперимента, диагностика творческого воображения, уровни развития изобразительного творчества.
2 этап – формирующий, проведение педагогического эксперимента, проверка гипотезы, разработка комплекса игр, упражнений по формированию творческого воображения у детей.
3 этап – контрольный, систематизация и обобщение результатов исследования, вторичная диагностика, апробация к письменному оформлению исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад "Автошка" с участием 10 детей старшей группы (от 5 до 6 лет). Продолжительность исследования – 1,5 месяца.
Слайд 8«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти
слова мы знаем с детства. Ведь сказка воспитывает и знакомит ребёнка с добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для него - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Слайд 9формы и методы, применяющиеся в работе:
Приступая к работе развития изобразительного творчества
через ознакомления детей со сказкой и сказочными образами, актуальны Чтение сказки и ее пересказ;
Обсуждение поведения сказочных героев причины их успеха и не удач;
Рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство с художниками, рисующими сказочные картины;
Обсуждение образов сказочных героев, художественных средств для выделения главных черт;
Театрализованное исполнение сказок;
Проведение конкурса знатоков сказок;
Выставки рисунков детей по мотивам сказок;
Проведение творческих выставок изготовленных совместно с родителями по мотивам сказок.
Слайд 12Уровень развития изобразительного творчества старших
дошкольников экспериментальной и контрольной
групп на
Слайд 20
Во время знакомства ребёнка со сказкой ставятся две задачи: во-первых, понять,
разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для изобразительного творчества ребенка. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Слайд 21
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ
вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески изобразить ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.
Слайд 22
«Всё можно улучшить и
изменить» - творческий
девиз наших занятий.
«Всё можно
улучшить и
изменить» - творческий
девиз наших занятий.
Слайд 26Уровень развития изобразительного
творчества старших дошкольников
экспериментальной группы
после проведения эксперимента
Слайд 27По итогам проделанной работы можно сделать выводы:
1. Сущность сказок заключается в
том, что они раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказка несет в себе народную мудрость. В ней заключены идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорении природы, радостном труде. Сказки основаны на реальном и фантастическом.
Выделяют жанры сказок: сказки о животных; волшебные сказки; бытовые новеллистические сказки, авантюрные сказки.
2. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказки - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания ребенка.
Слайд 28
3.Богатство и яркость фантастических образов сказки способствует развитию художественных способностей. Изобразительное
творчество формируется за счет образного видения ребенка - умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способности сохранить целостное впечатление от объекта, явления.
4. Сказка помогает усвоению детьми духовно-нравственных категорий и правил доброй, совестливой жизни. Содействует развитию познавательно сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
5. Сказки развивают способности детей отличать хорошее от плохого как в сказке, так и в реальности, воспитывают умение делать нравственный выбор. А также учат послушанию на основе любви и уважении к родителям и близким людям, терпению, милосердию. Умению уступать и помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
6. Воспитывают трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.