Презентация, доклад Развитие творческих способностей (начальная школа)

Содержание

1. Т.Е. обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый.СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Слайд 1Развитие творческих способностей Косарева И.Г.

Развитие творческих способностей     Косарева И.Г.

Слайд 2
1. Т.Е. обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек

одарённый.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

1.  Т.Е. обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый.СЛЕДОВАТЕЛЬНО,

Слайд 3Актуальность темы (вызвана с…):

1. Изменение самосознания личности в условиях ухудшения социально

– экономического положения населения.
2. Нецелостный способ мышления.?
3. Необходимость повышения активности и инициативы творческой личности.

Актуальность темы (вызвана с…):1. Изменение самосознания личности в условиях ухудшения социально –   экономического положения населения.2.

Слайд 43.Исходя из актуальности для практики начальной школы, мною сформулирована тема исследования:

«Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников». Цель работы: развитие творческого мышления и познавательных процессов детей. Т.Е. заложить опору, на которой должна развиваться интеллектуальная надстройка. Задачи: 1.Осуществление психологической поддержки детей; 2.Развитие у школьников мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация; 3.Приобретение навыков и развитие процессов мышления, таких как рассуждение, суждение, умозаключение; 4.Приобретение навыков работы в группах; 5.Развитие у учеников уверенности в себе, приобретение навыков рефлексии и межличностного общения.
3.Исходя из актуальности для практики начальной школы, мною сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей и логического мышления

Слайд 54. Мотивация выбора: (чем был мотивирован выбор данной темы)

1.

Обнаружение и развитие скрытой одаренности личности.
2. Ориентация ученика о установки «ты должен» - к установке «ты можешь», направленной на раскрытие индивидуального потенциала личности, на творчество (процесс, где необходимо выделять из общего потока информации духовно близкую и глубоко осмысленную информацию и использовать её для создания нового продукта или знания).

4.   Мотивация выбора: (чем был мотивирован выбор данной темы)1. Обнаружение и развитие скрытой одаренности личности.2.

Слайд 6 5. Прогнозируемый результат: (моей работы)
1. Формирование навыков

самостоятельной деятельности учащихся.
2. Обучение методам логического мышления.
3. Самостоятельность, любознательность и сообразительность.

5. Прогнозируемый результат: (моей работы)  1. Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся.  2. Обучение

Слайд 7 6.Перспективы решения проблемы (какие я вижу):

1. Воспитание творчески мыслящей, развитой

интеллектуальной личности.
2. Формирование особых качеств ума, таких, как наблюдательность, умение сопоставлять, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческое мышление.


6.Перспективы решения проблемы (какие я вижу):1. Воспитание творчески мыслящей, развитой интеллектуальной личности.2. Формирование особых качеств ума,

Слайд 8 7. Терминология (необходимо разобраться):

Мышление – психологический процесс

познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.
Творчество - процесс, где необходимо выделять из общего потока информации главные мысли и конструктивно использовать их в своей интеллектуальной деятельности, т.е. это процесс создания новых ценностей.
Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов.
Т.о. характеризует творческое мышление - особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
7. Терминология (необходимо разобраться):   Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового

Слайд 9 8. Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием

в нем четырех особенностей:
1. Оригинальность.
2. Нетривиальность.
3. Необычность высказываемых идей.
4. Ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
8. Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

Слайд 10 9. Критерии оценки творческого мышления:
•Умение увидеть проблему.
•Беглость, умение

увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
•Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
•Гибкость мышления, как умение: понять новую точку зрения; отказаться от усвоенной точки зрения.
•Оригинальность, отход от шаблонов.
•Способность к перегруппировке идей и связей.
•Способность к абстрагированию или анализу.
•Способность к конкретизации или синтезу.
•Ощущение стройности организации идей.
•Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
•Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
•Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
•Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
•Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
•Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
•Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
•Лёгкость генерирования идей.
•Творческое воображение.
•Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
9.   Критерии оценки творческого мышления:•Умение увидеть проблему.•Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше

Слайд 1110. Компоненты творческого потенциала человека составляют следующие способности:
• Способность рисковать.
• Дивергентное

мышление.
• Гибкость в мышлении и действиях.
• Скорость мышления.
• Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
• Богатое воображение.
• Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
• Высокие эстетические ценности.
• Развитая интуиция.
10. Компоненты творческого потенциала человека составляют следующие способности:• Способность рисковать.• Дивергентное мышление.• Гибкость в мышлении и действиях.•

Слайд 1211.(Из этого, можно определить) Основные направления в развитии творческих способностей детей:

Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
• Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
11.(Из этого, можно определить) Основные направления в развитии творческих способностей детей:• Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется

Слайд 13 12. Компоненты мышления, которые способствуют проявлению творческих

способностей:
•Количество ответов и их четкость.
•Подвижность (гибкость), степень разнообразия ответов.
•Необычность, оригинальность или редкость ответа.
•Тщательность разработки, степень детализации ответа.
•Абстрактность заглавия, уровень абстракции в ответах.
•Сопротивление к закрытию незаконченных фигур или способность оставить их открытыми.
•Эмоциональная выразительность ответов.
•Артикулятивность при рассказе, вставка ответов в контекст, придание им окружения.
•Движение или действие, показанные при ответе.
•Экспрессивность заглавия, способность трансформировать из фигурального в вербальный и сделать это эмоционально.
•Синтез или комбинация, объединяющий вместе две или более фигуры и создание когерентного ответа.
•Необычная визуализация, рассмотрение и помещение фигур в необычную визуальную перспективу.
•Внутренняя визуализация, рассмотрение объектов изнутри.
•Расширение и выход за рамки ожидаемого результата.
•Юмор, сопоставление двух или более несовместимых элементов.
•Богатство воображения, его разнообразие, жизненность, интенсивность.
•Цветность воображения, захватывающая апеллирующая к чувствам, эмоциям.
•Фантазия, нереальные фигуры, волшебство и сказочные персонажи, персонажи научной фантастики.
12. Компоненты мышления, которые способствуют проявлению творческих способностей:    •Количество ответов

Слайд 14
13.Пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять

творческое мышление:
• Внимательное отношение к необычным вопросам.
• Уважительное отношение к необычным идеям.
• Показать детям, что их идеи имеют ценность.
• Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.
• Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.
13.Пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:    •	Внимательное

Слайд 15









14.Черты творческой деятельности в обучении:
•Самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного

и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
•Видение новой проблемы в традиционной ситуации, постановка новых вопросов или видение новых проблем в традиционной ситуации выступает как важнейший элемент творческого мышления;
•Видение структуры объекта;
•Видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
•Учёт альтернатив при решении проблемы;
•Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
•Отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения).
14.Черты творческой деятельности в обучении:•Самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений

Слайд 1615.Список качеств, характерных для будущих творцов:

• Рано

овладели знаниями в избранной сфере.
• Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
• Были увлечены своим делом, энергичны.
• Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
• Умели контролировать себя.
• Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
• Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
15.Список качеств, характерных для будущих творцов:    • Рано овладели знаниями в избранной сфере.

Слайд 1716. Творческие способности делятся на три группы:

1.Связанные с мотивацией - интересы,

склонности.
2.Связанные с темпераментом - эмоциональностью.
3.Умственные способности.

16. Творческие способности делятся на три группы:1.Связанные с мотивацией - интересы, склонности.2.Связанные с темпераментом - эмоциональностью.3.Умственные способности.

Слайд 18 17. Виды умственных способностей:
• Самостоятельный перенос знаний

в новую ситуацию.
• Видение новых проблем в стандартных условиях.
• Видение новой функции знакомого объекта.
• Видение структуры объекта.
• Умение видеть альтернативу решения.
• Умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ.
• Умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других.
17. Виды умственных способностей:    •	Самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию.

Слайд 1918. Список творческих способностей в интерпретации разных психологических направлениях:
• Зоркость в

поисках проблем.
• Способность кодирования информации нервной системой.
• Способность к свёртыванию.
• Способность к «сцеплению» и переносу.
• Боковое мышление.
• Цельность восприятия.
• Сближение понятий.
• Гибкость мышления.
• Способность к оценочным действиям.
• Легкость генерирования идей.
• Беглость речи.
• Способность к доработке.

18. Список творческих способностей в интерпретации разных психологических направлениях:• Зоркость в поисках проблем. • Способность кодирования информации

Слайд 20 19. Особенности познавательного развития:

(СТРЕМИМСЯ К ДАННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ)

1.Любознательность - любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.
2.Сверхчувствительность к проблемам - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным.
3.Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее.
4.Надситуативная активность (познавательная самодеятельность) - речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему. Это начало будущей, новой работы.
5.Высокий уровень развития логического мышления - помогает в творчестве умение мыслить логически.
6.Повышенный интерес к дивергентным задачам - творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов.
7.Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.
8.Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
9.Легкость генерирования идей (продуктивность мышления) - способность к генерированию большого числа идей. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества.
10.Легкость ассоциирования – способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации.
11.Способность к прогнозированию - редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
12. Высокая концентрация внимания - выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
13Отличная память – феноменальная память.
14. Способность к оценке - производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
15. Особенности склонностей и интересов -у одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели.
19. Особенности познавательного развития:     (СТРЕМИМСЯ К ДАННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ)1.Любознательность

Слайд 21 20.Условия развития творческого мышления детей:
1.Первым шагом - раннее физическое

развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2.Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.
3.Третье - требование максимального напряжения сил - способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
4.Четвертое условие - предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.
5.Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.
6.Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
20.Условия развития творческого мышления детей:1.Первым шагом - раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее

Слайд 22 21. К основным свойствам ума относятся:

1.Любознательность

и пытливость (стремление узнать как можно больше и доскональнее);
2.Глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений);
3.Гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах);
4.Критичность (умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения);
5.Логичность (умение мыслить стройно и последовательно);
6.Быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки).
21. К основным свойствам ума относятся:  1.Любознательность и пытливость (стремление узнать как можно

Слайд 23 22.Кому нужны творческие личности?:

Ускорение научно-технического прогресса будет

зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

22.Кому нужны творческие личности?:   Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески

Слайд 24 23.Что мы понимаем под словом «творчество»?

Творчество –

деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
23.Что мы понимаем под словом «творчество»?   Творчество – деятельность личности, направленная на создание новых

Слайд 2524.Творческое мышление и его особенности:

Это особенность необходимости

применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
24.Творческое мышление и его особенности:    Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения

Слайд 26
25. От чего зависит успешное развитие творческих способностей?:

Условия: ЕСТЬ ВЫШЕ!
1. Физическое

и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
5. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.


25. От чего зависит успешное развитие творческих способностей?:Условия: ЕСТЬ ВЫШЕ!1. Физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание

Слайд 2726.В чем проявляет себя творческая личность?: ЕСТЬ!?!
• Чувствительна к проблемам: распознает

проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
• Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
• Оригинальна, комбинирует различные находки.
• Работа приносит ей удовольствие.
• Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
• Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.
26.В чем проявляет себя творческая личность?: ЕСТЬ!?!• Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под

Слайд 2827.Формы работы над развитием творческого потенциала детей:

ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ!!!
1.Использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-конкурсы, уроки-сказки, уроки-аукционы и др.);
2.Использование активных форм обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии, анализ парадоксальных и конфликтных ситуаций, размышлений вслух, диалогах, проведении деловых игр, игровых и практических занятий;
3.Проведение интегрированных занятий;
4.Организация самостоятельной работы учащихся;
5.Проведение исследований;
6.Проведение рейтинговой системы обучения;
7.Использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, нетрадиционные формы организации занятий, аукциона знаний, открытые микрофоны, устные журналы);
8.Применение разноуровневого контроля знаний в ходе внеурочной работы;
9.Проведение предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок.

27.Формы работы над развитием творческого потенциала детей:       ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ!!!1.Использование возможностей нетрадиционных уроков

Слайд 2928.Развитие творчества осуществляется через:
1.Игровые формы работы, КТД,
2.Педагогические пробы,
3.Интерактивные экспедиции,


4.Творческие презентации,
5.Проектная и исследовательская деятельность,
6.Техника креативности,
7.Проблемные дискуссии,
8.Эвристический метод,
9.Эксперименты,
10.Интегрированные, нестандартные уроки
– это пути, развивающие способности.

28.Развитие творчества осуществляется через:1.Игровые формы работы, КТД, 2.Педагогические пробы, 3.Интерактивные экспедиции, 4.Творческие презентации, 5.Проектная и исследовательская деятельность,

Слайд 30 29. Все эти творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

Сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
• Сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
• Формы представления противоречий (явные, скрытые).
29. Все эти творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:• Сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,•

Слайд 3130.Выделяются следующие требования к творческим заданиям:

• Соответствие условий выбранным методам

творчества;
• Возможность разных способов решения;
• Учет актуального уровня решения;
• Учет возрастных интересов учащихся.

30.Выделяются следующие требования к творческим заданиям: • Соответствие условий выбранным методам творчества; • Возможность разных способов решения;

Слайд 32Результаты моей работы:
Достижения детей в проектной и исследовательской деятельности:

Результаты моей работы:Достижения детей в проектной и исследовательской деятельности:

Слайд 33Результативное участие в олимпиадах, турнирах и конкурсах различного уровня:

Результативное участие в олимпиадах, турнирах и конкурсах различного уровня:

Слайд 37 32. ВЫВОДЫ:
1. Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более

оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание которые, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.
2. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства.

Видимо, эти большие трудности могут дать и больше радости, причем радости высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость открытия, радость творчества.

Учитель - личность творческая! А значит, в его силах создать детям условия для того, чтобы природные творческие способности маленьких человечков не утрачивались, а развивались и в будущем нашли свое полезное применение.

На самом деле творческие способности присущи любому нормальному человеку, нужно суметь раскрыть их и развить. Элементы творчества проявляются в решении повседневных задач и в обычном школьном процессе.

Творчески мыслящими не рождаются, ими становятся – ЭТО НАША РАБОТА!



32. ВЫВОДЫ:1. Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть