Слайд 1Тема по саморазвитию: «Развитие связной
речи детей дошкольного возраста,
через знакомство
с художественной
литературой».
Книга – это волшебница.
Книга преобразила мир.
В ней память человеческой жизни.
Н. Морозов
Выполнила: Воспитатель
первой квалифицированной категории
Полякова И. Н.
2017 год
Слайд 2Актуальность
В связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность
приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в пополнении словарного запаса играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает большую роль на развитие и обогащение речи ребёнка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах музыкальность и напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями и сравнениями.
Слайд 3ЦЕЛЬ:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Задачи:
Знакомить
с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, умение слушать и анализировать.
Формировать бережное отношение к книге, умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом.
Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь.
Приобщать родителей воспитанников к процессу семейного чтения, направлять процесс домашнего чтения.
Слайд 4Выстраивая систему работы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные
и социальные условия.
Развивающая предметно-пространственная среда – «Центр книги».
Слайд 5Составление и разработка перспективного планирование по теме.
Слайд 6Подбор и изготовление дидактических игр.
Слайд 7Наглядно-дидактические пособия:
Слайд 8Приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков, кассет для просмотра и
слушания.
Слайд 9К НЕМАЛОВАЖНОМУ УСЛОВИЮ В РЕШЕНИИ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЯВЛЯЕТСЯ ВОВЛЕЧЕНИЕ В РАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ.
Слайд 10Осуществление работы с социумом: с библиотеками, музеями, театрами.
Слайд 11Для работы по развитию речи необходимо использовать разнообразные методы и приёмы:
Наглядный
метод: приёмы - показ иллюстраций, картин, игрушек, просмотр видеофильмов, оформление выставок одного писателя, использование элементов театрализации.
Слайд 12СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД: ПРИЁМЫ – ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ПРОСМОТРОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ВОПРОСЫ ПО
СОДЕРЖАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕСКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ, БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ, ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ.
Слайд 13
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ И СКАЗОЧНЫХ
СЮЖЕТОВ, ЭЛЕМЕНТЫ ИНСЦЕНИРОВКИ, ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Слайд 14ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ ВАРЬИРОВАТЬ В РАБОТЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ТАК, КАК ОНИ СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ, ТАК КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ФГОС –ИНТЕГРИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ НОД, ОНО ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ВО ВСЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ(ИГРА, ПРОГУЛКА, ТРУД И Т.Д.).
Слайд 15С помощью художественной литературы у детей развивается:
1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес
к ним.
2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3. Умение выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
4. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.
5. Способность рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
6. Память, дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
7. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением и без него.
Слайд 16 Результат:
Систематическое и целенаправленное использование разного рода
художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру , делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной.
Целевые ориентиры (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.