Слайд 1Речевое развитие первоклассников
2015-2016 учебный год
Слайд 2Словарь детей при поступлении в 1 класс достигает такого уровня, что
они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную возрасту.
Слайд 3При рассказывании стремятся точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая
различные факты в единое целое.
Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя).
Слайд 4В речи пользуются словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом
действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, используют эти слова в своей игре.
Слайд 5У многих детей развиты представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый
воздух). Ребёнок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними.
Слайд 6Дети могут точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко
подмечая в них сходство и различие (белый как снег), часто пользуются сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.
Слайд 7При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершённость высказываний
Слайд 8Практически каждый ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание
картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма
Слайд 9Могут сами придумать сказку, рассказ, развёрнуто рассказать с своих впечатлениях и
чувствах.
Слайд 10Ученик, поступивший в 1 класс, способен передавать содержание картинки по памяти,
рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
Слайд 11Речевое развитие
Доктор смотрит горло.
Девочка баюкает куклу.
На доске запись: А-а-а-а-а.
Игра “Паровоз”
На
доске запись: У-у-у-у-у.
Ребенок плачет.
Уа! Уа! Уа! Уа!
Болит зуб.
О! О! О! О!
Как рычит собака.
Р-р-р-р-р.
Как пищит комар.
З-з-з-з-з.
Шарик лопнул.
Ш-ш-ш-ш-ш.
Как ежик фыркает.
Ф-ф-ф-ф-ф.
Слайд 12Речевое развитие
Задания по ленте букв:
АОИЕЮЯЭЫЁУОЯЕЮИ
Называем быстро звуки по порядку;
Произносим звуки нараспев;
Называем
звуки через один;
Называем звуки, которые смягчают согласные;
Называем звуки, которые обозначают твердость согласных;
Пропеть звуки на мотив детской песенки;
Произносим звуки, увеличивая громкость по нарастающей, и наоборот, уменьшая громкость до шепота;
Слайд 13Для более эффективной работы предлагается 10 вариантов набора согласных букв.
ФЩМЖДШХЧМКБПРВС
НБСМНПРЛКФХЦЧШП
БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
МФТЧСБНПЖЛЧШГХР
ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ
ДГРШКТБСТЦТРСЧШ
КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ
ТРГХДКВЧТБЛМНЗК
ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК
Произнесите согласные
звуки отрывисто;
По восходящей и обратно по нисходящей (громкость);
Произнести через 1,2,3 буквы;
Прочитайте прямые слоги с гласной по вашему выбору;
Прочитайте обратные слоги с гласной по выбору;
Прочитать в стиле скороговорки;
Пропойте прямые слоги на мотив любой песни;
Произнесите только твердые согласные звуки (мягкие, звонкие, глухие, шипящие).
Слайд 14Чтение слогов по лесенке вверх-вниз;
Чтение слогов в строчке, столбике с интонацией
радости, печали, удивления, вопроса и т.д.;
Упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.
Слайд 17Работа с чистоговорками и скороговорками
Забавной обезьяне
Бросили бананы,
Бросили бананы
Забавной обезьяне.
Дайте осинке
Пальто и
ботинки,
Надо погреться
Бедной осинке.
Слайд 18Работа с чистоговорками и скороговорками
У быка губа тупа,
Тупа губа у быка.
Пять
утят, пять опят.
У Вити утята, у Пети опята.
Сани у Сони
Пили пила пока остра