Слайд 1«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Воспитатель Протасова С.
С., МБДОУ Д\С «Светлячок»
Слайд 2 Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и
пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Слайд 3Что же понимают
под термином «мелкая моторика»?
Мелкая моторика – совокупность
скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Слайд 4
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности
у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.
Слайд 5Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Польза очевидна:
точные движения пальцев, кистей,
координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
Слайд 6
Предлагаю вашему вниманию игры
на развитие мелкой моторики.
Слайд 7Пальчиковые игры.
Большая роль в развитии мелкой моторики в раннем и младшем
дошкольном возрасте отводится пальчиковым играм. В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действие по показу взрослого.
Слайд 11Нетрадиционная техника рисования.
Слайд 19«Волшебная коробочка» макаронные изделия, горох, гречка, рис, каштаны, фасоль, кофе, бусины,
Слайд 23Дидактические игры, пазлы, кубики, чудесный мешочек, конструктор, мозаика.
Слайд 30Игра в куклы.
Дети одевают-раздевают «дочку», совершают много мелких движений пальчиками. Такие
игры способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков).
Слайд 31Раскрашивание, рисование.
На первых порах не так важен результат, как процесс.
Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию.
Слайд 32Игры с пластилином.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень
нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша.
Слайд 33В заключении
Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры
на развитие мелкой моторики, как положительно они влияют на развитие речи и внимания, оптико-пространственного восприятия, мышления, на формирование коммуникативных умений.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа
по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во
взаимодействии с родителями даёт хороший результат.