Слайд 1Психологическое здоровье
участников образовательного
процесса
Подготовила: педагог-психолог МДОУ
«Ясли-сад №13 г. Донецка»
Овсянникова Г.Е.
Слайд 2Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а
не только отсутствие физических дефектов или болезней.
Устав Всемирной
организации
здравоохранения
Слайд 3Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Установлен по инициативе Всемирной федерации
психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения.
Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Слайд 4Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
Состояние
психического развития, душевного комфорта;
Адекватное социальное поведение;
Умение понимать себя и других;
Реализацию своего потенциала в разных видах деятельности;
Умение делать выбор и нести за него ответственность.
Слайд 5Портрет психологически здорового человека.
Это человек –
спонтанный, творческий,
жизнерадостный, веселый, открытый,
познающий
окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией,
принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей,
умеющий брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций,
его жизнь наполнена смыслом (осознанным или неосознанным).
находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Слайд 6«…Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно
окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом».
Хухлаева О.В.
Слайд 7Психологическое здоровье ребенка-дошкольника -это:
- адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познавательной
и эмоционально-волевой);
- способность к самоуправлению своим поведением;
- адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться);
- соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру реакции (адекватность восприятия и реагирования).
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах.
Слайд 8
Дошкольное образование должно стать той ступенью, с которой начнется взросление физически
и психически здоровой личности. Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.
Слайд 9Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической
поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.
Слайд 10Психологическая поддержка детей
в дошкольном учреждении.
Задачи психологической поддержки
детей:
Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию
Слайд 11Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей
являются:
Проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
Упражнения;
Психологические игры;
Этюды;
Решение проблемно-практических ситуаций;
Элементы арттерапии;
Игры-драматизации;
Подвижные игры;
Чтение и анализ сказок;
Беседы и др.
Слайд 12В практической работе можно выделить следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению
дошкольников:
Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
Слайд 13Чтобы помочь ребенку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности
его психического развития, социальную ситуацию семьи и использовать полученные знания в области поддержания психического здоровья ребенка.
Стоит помнить, что психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах; его отношению к людям, окружающему миру и обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающейся личности.
Слайд 14Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы
по сохранению психологического здоровья воспитанников. Можно выделить следующие направления в работе с воспитателями:
1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.
2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
3 - снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
4 - ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
5 - формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.
Слайд 15Рекомендации по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
1. Формировать умение принимать
самого себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.
2. Формировать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, формировать личностную рефлексию.
3. Формировать умение находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь, умения делать выбор в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
4. Формировать эмоциональную децентрацию и произвольность регуляции поведения.
Слайд 16Поддержание психологического здоровья
Учите своих детей и учитесь сами:
чувствовать себя в
безопасности; знать, что у вас есть "защищенная" территория;
регулярно проявлять и получать внимание и заботу;
ощущать, что вы контролируете свою жизнь и имеете возможность влиять на нее;
чувствовать себя частью более широкого сообщества, чем семейный круг и рабочий коллектив;
наслаждаться дружбой, радостью, любовью и близостью со значимыми людьми;
иметь ощущение своего статуса, собственной компетентности и наличие определенных достижений (ситуаций успеха);
Слайд 17 избегать застоя и скуки
принимать себя таким, как есть (принимая себя, человек учится принимать других);
помогать другим людям, становясь сильнее обстоятельств и испытывая чувство собственной значимости и причастности;
верить и надеяться (позитивный взгляд на мир помогает преодолеть страх и сохранить мотивацию);
быть гибким и не бояться изменений
Слайд 18 Забота о психологическом
здоровье ребенка, а также, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого
растущего человека и безопасности
нации завтра.