Слайд 1Составитель: Е.Н.Корсикова, к.п.н., педагог-психолог высшей квалификационной категории
Психологическая подготовка малышей и их
родителей к поступлению в детский сад
Слайд 2Дошкольное образование -
первый уровень общего образования
Слайд 4Целевые ориентиры ФГОС ДО
на этапе завершения
раннего детства (выдержки)
Владеет активной
речью, включенной в общение:
может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Главное: усвоение способов функционального использования предметов, а также интенсивное развитие речи и общения
Слайд 5Адаптация ребенка к детскому саду -
это нормальное состояние организма, обусловленное необходимостью
активно приспосабливаться к изменениям окружающей среды, привыкание к новым нормам и правилам жизни.
Детский сад – первое дисциплинарное социальное пространство, в которое входит ребенок.
Слайд 6В детском саду ребенку нужно привыкнуть к:
новой обстановке (групповому помещению, спальне,
прогулочному участку);
новым взрослым людям, которые будут о нём заботиться;
обществу своих сверстников;
новой пище и условиям еды;
А возможно и к режиму дня, другим правилам.
Слайд 7Периоды адаптации
Острый
Изменение эмоционального фона: капризы, агрессивное поведение, подавленность, плач;
Снижение аппетита;
Расстройство
сна;
Регресс в развитии: ребенок хуже говорит, становится менее самостоятельным;
Снижение иммунитета («бесконечные простуды»).
Слайд 8Периоды адаптации
Подострый
поведение ребёнка нормализуется;
возвращаются «утерянные» достижения.
Компенсаторный
темп развития малыша ускоряется:
возрастает самостоятельность, активно развивается речь, взаимодействует с взрослыми и детьми. Ребёнку нравится ходить в детский сад.
Слайд 9Сроки адаптации
Сроки адаптации к детскому саду у каждого ребенка индивидуальны.
легкая (1-16
дней),
средняя (16-32 дня),
усложненная (32-64 дня и более).
Слайд 10Создание условий для успешной адаптации ребенка в детском саду
Подготовительный этап:
Родительское собрание;
Изучение
особенностей развития ребенка в семье (заполнение родителями анкет, написание сочинения о своем ребенке);
Индивидуальная консультация педагога-психолога для составления прогноза адаптации каждого ребенка и его графика вхождения в группу.
Слайд 11Что можете сделать ВЫ:
Создавайте у ребенка положительную установку на детский сад:
Подробно и правдиво расскажите малышу про детский сад (что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться);
С гордостью расскажите друзьям и родственникам, что ваш малыш стал большим и скоро пойдет в детский сад.
Чаще гуляйте около детского сада.
Играйте с ребенком в игры, читайте книги и смотрите мультфильмы о детском саде.
Слайд 12Некоторые книги для подготовки ребенка к детскому саду
Слайд 13Некоторые мультфильмы о детском саде:
«Свинка Пеппа. Детский сад», сезон 1, серия
№6
«Три котёнка - Пойдём в детский сад»
«Про Веру и Анфису»
«Дед мороз и лето»
«Как Петя Пяточкин учился слоников считать»
«Timmy time» -как барашек Тимми ходил в детский сад
«Каприз» (о маленьком мальчике, который не хотел идти в детский сад).
Смотрите мультфильмы вместе с малышом для возможных разъяснений столько раз, сколько нужно ребенку
Помните о быстром формировании экранной и гаджет зависимостей у детей!
Слайд 14Что можете сделать ВЫ:
Формируйте у ребенка чувство уверенности в окружающем:
Расширяйте круг
общения ребенка: со сверстниками и взрослыми.
Учите ребенка выражать свои чувства и желания с учетом общепринятых правил. Обговорите, к кому он сможет обратиться за помощью в детском саду, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю».
Личным примером и словесно учите ребенка общаться, знакомится с другими детьми. Например, «Если хочешь поиграть с девочкой, подойди и спроси: «Как тебя зовут?».
Слайд 15Что можете сделать ВЫ:
Формируйте у ребенка режим дня, гигиенические умения и
навыки.
Отучите ребенка от груди, соски, подгузников.
Научите малыша пользоваться горшком, самостоятельно есть, одеваться и т.п
Сделайте режим дня дома похожим на режим дня детского сада.
Слайд 16Период вхождения
ребенка в группу
Индивидуальный и постепенный;
Первую неделю мы просим вас
приходить в период с 9.00ч. до 12.00ч., накормив ребёнка дома завтраком,
Вторую неделю мы предложим ребёнку попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели – спать.
Третью и четвёртую недели просим забирать ребёнка
вскоре после дневного сна.
Облегчен благодаря присутствию близкого значимого взрослого - мамы;
Контролируется со стороны педагога-психолога через заполнение листов адаптации, проведение ООД.
Слайд 17Что можете сделать ВЫ:
Познакомьтесь с воспитателями и помощником воспитателя, расскажите им
об индивидуальных особенностях ребенка.
Ведите себя максимально спокойно. Малыш должен понять, что детский сад - это неизбежность. Говорите ребенку о своих и его чувствах. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.
Выработайте короткий ритуал прощания (поцелуй, словесное прощание «пока-пока»). Приготовьте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Сократите «сцену прощания».
Слайд 18Что можете сделать ВЫ:
Всегда забирайте ребенка в то время, о котором
договорились заранее (после прогулки, обеда). Не спешите выходить на работу – Ваш ребенок нуждается в Вас!
Создайте спокойную и доброжелательную обстановку в семье, в выходные дни соблюдайте такой же режим, как в детском саду. Ограничьте поток новых впечатлений (походы в гости, шумные места) – их ребенку и так хватает.
Дома продолжайте играть «в детский сад». В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
Слайд 19Важно!
Всегда приводить ребенка в детский сад здоровым;
Сотрудничать с персоналом детского сада;
Исключить
запугивания ребенка детским садом.
Проблемы адаптации ребенка в детском саду могут возобновиться после праздника, каникул, болезни, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств.
Слайд 20Желаем вам успешной адаптации
к детскому саду!