Наш девиз на пути к грамотности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»
Учебный предмет: русский язык
Участники: учащиеся 4 «Б» класса
Руководитель проекта: Рожманова В.П.
2014-2015 уч. год
Наш девиз на пути к грамотности: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»
Учебный предмет: русский язык
Участники: учащиеся 4 «Б» класса
Руководитель проекта: Рожманова В.П.
2014-2015 уч. год
ГИПОТЕЗА
ИНФОРМАЦИЯ
о постоянных и непостоянных признаках
существительного
ТЕМА:
«Всезнающие имена существительные» (морфологический разбор)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
итогового продукта «Путь
к грамотности»
(защита)
Библиограф: Панфилов Д.
Продукт проекта – это:
то, что ты купил в магазине;
то, что сделали родители своими руками;
то, что ты придумал и сделал сам;
песня;
танец;
алгоритм.
ДА
НЕТ
ДА
НЕТ
Незнайка
1 учащийся
3 учащийся
5 учащийся
Ведущий
2 учащийся
4 учащийся
6 учащийся
Ребята, здравствуйте, это я, сегодня важное заседание школьного научного общества. А у меня столько накопилось вопросов!
И только.
Из любопытства?
Нет, еще ориентируются по компасу и твердо идут к намеченной цели.
Да, мы сегодня завершаем работу над проектом «Всезнающие имена существительные». Мы столько накопили информации. А у тебя, Незнайка, что за вопросы.
Скажите, ребята, что обычно делают путешественники в дальних странах?
Ну, рюкзаки на себе таскают тяжеленные.
А теперь, Незнайка, записываем постоянные признаки.
Это зачем еще указывать начальную форму?
Есть еще определенный порядок записи. Например, мы встретили существительное вода. Берем бортжурнал, записываем:
I Вода – имя существительное.
II Далее указываем начальную форму (И.п., ед.ч.) – так и будет вода.
Давайте же, ребята, скорее заведем бортовой журнал. В журнал будем записывать все встречи с существительными. Это для науки.
А вдруг нам встретятся существительные в другом падеже, не в единственном числе, а во множественном.
Склонение – тоже постоянный признак.
Понял, он ведь с родом тесно связан. Вода – всегда 1 склонения и не может быть ни 2-м ни 3-м склонением.
Ребята, а мы ведь еще забыли кое-что. Вода – собственное или нарицательное имя существительное?
Нарицательное, конечно, и собственным быть не может.
Да, верно, Незнайка, это тоже постоянный признак,
и его надо указывать в первую очередь.
И вот еще: одушевленность – неодушевленность. Вода – всегда неодушевленное существительное.
Слушай, Незнайка, каждому существительному присущ один и тот же род:
вода – всегда женского рода и не может стать ни мужского, ни среднего рода.
Падеж, наверное, непостоянный признак. Ведь существительное может быть в каком угодно падеже в родительном, дательном, творительном. И при этом меняется окончание. А в нашем случае вода – И.п.
Знаю. Это порядок действий.
Молодец, Незнайка. Итак, записываем постоянные признаки:
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Род
Склонение
Наблюдаем дальше и записываем в бортовой журнал. Давайте порассуждаем, какие признаки непостоянные и почему они не постоянные.
Умница! Верно, итак, непостоянные признаки:
Падеж
Число
Признаки, о которых мы сейчас говорили (постоянные и непостоянные) называются морфологическими.
И последнее в нашем исследовании: роль в предложении (если по-научному, синтаксическая роль).
Мне кажется, вы существительное прямо по косточкам разобрали.
В русском языке это так называется: морфологический разбор.
Ребята, вы сегодня прощаетесь с именами существительными.
Я тоже много узнал об этой части речи, а самое главное – стал настоящим путешественником. Теперь я могу вести свой бортовой журнал. Спасибо вам, ребята! До новых встреч.
ВИКТОРИНА
Из протокола учебного совета
предмет
окончания
склонения
3-му
ЧТО?
КТО?
постоянные
непостоянные
число, падеж
окончаний
собственное/нарицательное,
одушевленное/неодушевленное, род, склонение
подлежащим
дополнением
Река протекает с севера на юг
I (С) севера – сущ. (предмет), с чего? откуда?
II Н.ф. – север.
Постоянные – нариц., одуш., м.р., 2-го скл.
Непостоянные – в Р.п., в ед. ч.
III Протекает (откуда?) с севера.
ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР
БАНК ЗАДАНИЙ
Морфологическая задача «Весёлая ярмарка»
А какая ярмарка без товара! На ярмарке продается много товаров.
Морфологический разбор
Карточки: слова-товары
Налетайте, выбирайте, но не забывайте расплачиваться (делаем морфологический разбор слов).
сарафанчик
пирожок
свистулька
щенята
сапожки
баранки
ленточка
игрушки
хлопушка
дудочка
котята
БАНК ЗАДАНИЙ
интеллектуальный тренинг
на площад
в арми
по дорог
в очеред
о мудрост
в Сибир
с осен
на огород
в планетари
в здани
о морков
по крыш
о капел
на ладон
в берлог
на фабрик
без фасол
о груст
и
и
и
и
и
и
и
и
и
и
и
и
е
е
е
е
е
е
пять (апельсины)
продажа (полотенца)
много (яблоки)
из белых (облака)
от кожаных (туфли)
трое (сутки)
семь (петля)
шесть (дочь)
сто (грамм)
пять (метла)
двое (друг)
Опрос среди сверстников: «Ты любишь русский язык?» (опрошено 60 человек)
Любят – 70%
Не любят – 20%
Не дали
определенного
ответа – 10%
Итоги мини-проекта
Выводы: опираясь на информационный продукт – ПАСПОРТ, можно повторить все правила о существительном и грамотно писать.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть