Слайд 1муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №8 «Теремок»
«Развитие связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности»
Воспитатели: Труханова Н.В.
Логопед: Головкина Э.И.
Музыкальный руководитель: Каратченя Е.Н.
Слайд 2
СВЕДЕНИЯ
ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА
проект рассчитан для детей старшего дошкольного
возраста;
предполагает активное участие воспитателей, учителя-логопеда, родителей (законных представителей), музыкального руководителя.
Слайд 3Гипотеза
С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, Проблема недоразвития
речи современных детей очень актуальна, ее изучением занимались известные ученые различных областей: психологи, лингвисты коррекционной педагогики, в настоящее время определены разные пути формирования речи, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.
Слайд 4Актуальность проекта
Актуальность проекта «Логопедические тропинки» обусловлена
необходимостью рассмотрения новых подходов, разработки
новых технологий
по обучению детей старшего дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями связной речи.
Цель проекта
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития у детей дошкольного возраста с ТНР.
Слайд 5Задачи проекта:
Работать над формированием правильного звукопроизношения.
Развивать речевые и творческие
способности детей.
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Формировать грамматический строй речи
Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
Побуждать интерес родителей к коррекционно - образовательному процессу
Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться достигнутому результату.
Слайд 6ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Расширить словарный запас детей
Формировать грамматический строй речи.
Развивать связную речь, творческие способности и коммуникативные навыки дошкольников.
Слайд 7Подготовительный этап
Цель:
выявить основные проблемы в речевом развитии детей;
определить основные
направления дальнейшей работы. составить методические разработки по коррекции и развитию речи детей;
донести до педагогов, родителей о необходимости помочь логопеду и воспитателям в реализации проекта;
помочь родителям в овладении приемами общения и развития речи у детей;
выработать единые требования в вопросах речевого развития детей.
Слайд 8Основной этап
Цель:
формирование связной речи детей в разных видах деятельности;
корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребенком;
создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи;
повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.
Слайд 9ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА
«ВЕТЕРОК»
Задачи:
Формировать умение у детей правильно дышать в
процессе речи, используя систему упражнений.
Развивать речевые компоненты.
Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи.
Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Слайд 10РАБОТА С ДЕТЬМИ
Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических
занятиях, при выполнении гимнастических упражнений, в играх, на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания с использованием красочных иллюстраций, специальных пособий;
Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.
Работа с семьей
Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;
Памятки для родителей «Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания,» «Игровые упражнения для развития дыхания»;
Совместное изготовление с детьми пособий для занятий дыхательной гимнастикой
Слайд 13 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА
«ЧУДО - ОБУЧАЙКА»
Задачи:
формирование представлений
об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
развитие подвижности органов артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов;
привлечение интереса родителей к коррекционному процессу
Слайд 14Работа с детьми
использование логосказок - как вид театрализованной деятельности (артикуляционных, пальчиковых,
фонетических);
применение Су-Джок терапии, пальчиковых упражнений в сочетании с самомассажем кистей рук и пальцев.
Работа с родителями:
консультация «Чудо-обучайка», «Игры и задания для развития мелкой моторики»;
практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»
совместное изготовление с ребенком артикуляционных пособий (лягушки, прищепки, бутылки - шумелки).
Слайд 17Логопедическая тропинка «ЗВУКОВАЯ»
Задачи:
выявление органов, участвующих в образовании
звуков речи человека;
формирование умений и навыков правильного
произношения и воспроизведения звуков в слове;
автоматизация правильного произношения всех
поставленных звуков в игровой и свободной речевой
деятельности;
повышение интереса родителей к коррекционному
процессу.
Слайд 18Работа с детьми
использование нетрадиционных коррекционно - развивающих игр («Замени звук», «Есть-нет»,
« Кто скорее»);
игры-этюды на различные темы: («Зеркало настроений», «Штанга», «Шалтай-болтай»);
драматизация сказок («Волк и семеро козлят», «Три Медведя»)
Работа с родителями
картотека скороговорок, чистоговорок, стихов – диалогов;
изготовление перчаточного театра, книжек - малышек по произведениям К.И.Чуковского с презентацией в младшей группе;
консультации: «Звуковая культура речи», «Как подготовить ребенка к школе»
Слайд 21 Логопедическая тропинка «ТЕАТРАЛЬНО -МУЗЫКАЛЬНАЯ»
развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей, а
также интонационную выразительность речи через театрализованную деятельность;
автоматизировать звуки речи и музыкальный слух через песни и вокальные партии, используемые в сказках;
способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности.
Слайд 23Упражнения на развитие тембра голоса («Колокольчик», «Эхо», «Грибы», «Зимние дорожки»);
Упражнения на
развитие темпа речи («У ёлки иголки колки», «Карусель», скороговорки: «Самолёты летят», хоровод «Как у дяди Якова»);
Упражнения на развитие тембра голоса («Кукушка», «Ёж», «Лесенка», «Бубенчики», «Птички на проводе», «Жуки»);
Упражнения на развитие звукопроизношения (чистоговорки: «Дятел», «Еж», «Везут Сенька Саньку»; игры: «Дудочка-дуда», «Веселые листочки»);
Упражнения на развитие ритма речи («Дятел», «Капли», игра «Дождик», «Теремок», «Узнай и сложи песенку», «Зима», «Колобок катится», «Не опоздай»);
Упражнения на развитие дикции (артикуляционная гимнастика: «Ветер», «Ворона»,«Качели», «Лошадка»,«Часики»; пальчиковая гимнастика: «Колобок прощается», «Я колю дрова», «Гармошка», «Зайчик и ушки»);
Упражнения на развитие дыхания («Жук», «Песок», «Пузырь» и другие).
Слайд 26Логопедическая тропинка «БУКВАЗНАЙКА»
Задачи:
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их отличительные признаки.
Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на закрепление звуков, звуко- буквенного анализа слова.
Совершенствовать навыки основного чтения слов, предложений, небольших рассказов.
Слайд 27Работа с детьми
Предварительная работа:
Игры и упражнения
для усвоения образа букв.
Выкладывание букв из палочек, кубиков, зерен, лепка из пластилина.
Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,
Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука»;
Разгадывание ребусов, кроссвордов.
Работа с семьей:
Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала);
Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове);
Работа с педагогами
Конкурс чтецов;
Фотовыставка «Папа, мама , и я - читающая семья»;
Открытое итоговое занятие «В гостях у царицы Грамматики»;
Конкурс семейной копилки по чтению (книги, ребусы, развивающие игры).
Слайд 30
Заключительный этап реализации проекта
На заключительном этапе мы провели :
анализ проектной деятельности и оценку результатов эффективности применения «логопедических тропинок» в коррекционном процессе:
1.Оценка качества развития связной речи у детей.
2. Оценка качества работы педагогов ДОУ.
3. Оценка заинтересованности родителей.
Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини -библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, показ драматизации сказки «Заюшкина избушка».
.
Слайд 31Результаты диагностики
Исходя из полученных данных диагностики (тестовых методик Фотековой Т.А. и
ГлуховаВ.П.) можно сделать вывод о динамике результативности речевого развития у детей с ТНР.
Слайд 32С П А С И Б О
З А
В Н
И М А Н И Е