Слайд 1
ПРОЕКТ «КОМИ ИЗБА»
Воспитатели:
Королёва Г.В.,
Сухарева Т.Е.,
Мелькова В.А.
МБДОУ «Детский сад №2
Комбинированного вида
пгт.Жешарт».
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:
Средней продолжительности.
ВИД ПРОЕКТА:
Познавательно-творческий.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатель, реализующий национально-региональный компонент;
Воспитатель по изодеятельности;
Музыкальный руководитель;
Воспитатели и дети старшей группы;
Инструктор по физической культуре;
Родители.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5-6 лет
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Неглубокие знания у детей о быте и традициях Коми республики,
в которой они живут. Необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурным прошлым своего народа.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Знакомство воспитанников с традициями и бытом коми народа, с внутренним строением и обустройством коми избы.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
ОО «Познавательное развитие»:
-Дать детям представления о традициях коми народа;
-Способствовать расширению и углублению знаний о внутреннем обустройстве дома, назначении, местоположении основных предметов быта.
ОО «Речевое развитие»:
-Активизировать в речи детей названия предметов быта на русском и коми языках.
-Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
- Развивать свободное общение детей со взрослыми.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
-Вызывать теплые чувства к быту коми людей;
-Учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы быта;
-Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Слайд 6
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
-Развивать интерес и любовь к русской и коми народной
музыке, музыкальную отзывчивость на неё;
-Вызывать желание исполнять песни русских и коми композиторов, воспевающих красоту традиций и быта коми (русского) народа;
-Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения танцевальных движений, музыкально-игровых упражнений;
-Закрепить знания детей об элементах коми узоров и умение их составлять;
-Развивать представление детей о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента, предметах быта коми людей;
ОО «Физическое развитие»:
-Вызывать интерес к народным играм;
-Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования.
Привлекать родителей в организацию образовательного процесса.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Развитие у детей интереса к коми народной культуре в процессе ознакомления с традициями и бытом коми народа.
Проявление интереса к овладению коми языком.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Создание предметно-пространственной среды.
Подборка методической литературы, коми фольклора (пословицы и поговорки, загадки);
Подборка демонстрационного материала, просмотр видеопрезентаций «Коми изба», «Деревенька моя» по знакомству с бытом и традициями коми народа,
иллюстраций и альбомов для рассматривания «Коми народное творчество;
Подборка подвижных коми народных игр.
«Ах, вы блинчики мои», «Найди свой калач», хороводная игра «Пышкай»;
Изготовление мини-макета коми избы;
Изготовление ширмы-декорации «коми изба»;
Изготовление дидактических игр: «Составь такой же элемент», «Скажи побольше», «Накроем на стол для Настук», «Комната бабушки Федоры».
Составление перспективного плана работы.
Слайд 9
ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Слайд 16
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первая неделя:
1. Занятие «Домовёнок – наш гость».
2. Дидактическая игра
«Скажи побольше».
3. Рассматривание иллюстраций «Коми изба».
4. Просмотр презентации «Коми изба».
5. Разучивание песни «Коми изба».
Вторая неделя:
1. Занятие «К себе в избу всех гостей позову».
2. Экскурсия в музей детского сада «Коми изба».
3. Рисование «Украсим избу коми узорами».
4. Подвижные игры «Найди свой калач», «Пышкай».
5. Разучивание танцев «Круговой», «Танец с ложками».
Слайд 17
Третяя неделя:
1. Беседа «Чугунок, горшок и пестер в коми доме живут
вместе».
2. Лепка «Предметы коми утвари».
3. Дидактическая игра «Накроем на стол для Настук».
4. Разучивание песни «Здравствуй милая картошка».
5. Подвижная игра «Бабушке помоги блинчики напеки».
Четвёртая неделя:
1. Чтение коми народных сказок «Медвежьи нягьки», «Сава и дятел».
2. Беседа « Какая хозяйка такой и рыбник» в музее коми изба.
3. Рассматривание альбомов «Коми народное творчество».
4. Рисование «Украсим одежду коми узорами».
5. Дидактическая игра « Составь такой же элемент».
Слайд 18
Пятая неделя:
1. Занятие «Накроем стол для гостей».
2. Просмотр презентации и слушание
песни «Деревенька моя».
3. Игра на коми инструментах, разучивание песни «Русская печка».
4. Разучивание народных игр «Шырӧн пелесьӧн», «Коди серӧктас».
5. Спортивное развлечение «В гости к бабушке в деревню».
Шестая неделя:
1. Беседа «Помоги Незнайке сервировать стол».
2. Чтение художественной литературы «Ичӧтик мойд-небылича».
3. Рисование «Герои коми сказок».
4. Дидактическая игра «Комната бабушки Федоры»;
Сюжетно-ролевая игра «Коми изба» в музее детского сада.
5. Развлечение «Забавы вокруг печки».
Слайд 19 2.ОСНОВНОЙ ЭТАП. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
ОО «Социально-коммуникативное
развитие»
-ООД «Домовёнок – наш гость», «Накроем стол для гостей», «Помоги Незнайке сервировать стол», «Испечём гостинцы на День рождения Настук».
ОО «Познавательное развитие»
- ООД «К себе в избу всех гостей позову», «Чугунок, горшок и пестер в коми доме живут вместе», «Какая хозяйка, такой и рыбник»;
- Экскурсии в музеи детского сада «Коми изба» и поселка Жешарт.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- ООД Разучивание песен на коми и русском языках «Русская изба» (музыка и слова З.Я. Роот), «Русская печка», «Расписная ложка», «Здравствуй, милая картошка», коми и русских танцев «Танец с ложками», «Коми кадриль», «Круговой», игра на коми инструментах, просмотр презентации и слушание песни Я. Перепелицы «Деревенька моя».
ООД. Лепка: «Предметы утвари коми народа»( чугунок, туес, гырнич).
Рисование : «Украсим одежду коми орнаментом», «Герои коми сказок», «Украсим избу коми узорами».
Слайд 20ОО «Физическое развитие»
ООД. Разучивание народных игр «Перенеси дрова», «Найди свой калач»,
«Бабушке помоги – блинчики напеки», «Шырон пельосон», «Коди сероктас».
Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание альбомов «Коми народное творчество», «Народное искусство коми», «Изобразительное искусство Республики Коми»;
- Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» (экскурсовод - ребенок).
- Подвижные игры: «Найди свой калач», «Шырон пельосон», «Коди сероктас».
- Дидактические игры: : «Составь такой же элемент», «Скажи побольше», «Накроем на стол для Настук», «Комната бабушки Федоры».
- Чтение художественной литературы:
«Сава и дятел», «Медвежьи няньки», «Десятый сын», «Ичотик мойд-небылича»,
Совместная деятельность с родителями детей:
- Изготовление макета коми избы;
-Письменная консультация для родителей (папки-передвижки) «Кухня коми народа», «Дозмук», «Сёян-юан»;
- Рисование коми избы и сказочных героев;
- Пополнение музея «Коми изба» старинными вещами.
Слайд 21СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Занятие «Домовёнок –наш гость»
Слайд 22РАССМАТРИВАНИЕ ПОСОБИЯ «КОМИ ИЗБА»
Слайд 23РАССМАТРИВАНИЕ МАКЕТА «КОМИ ИЗБА»
Слайд 25ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ЗАНЯТИЕ «К СЕБЕ В ИЗБУ ВСЕХ ГОСТЕЙ Я ПОЗОВУ»
Слайд 26
БЕСЕДА «ЧУГУНОК, ГОРШОК И ПЕСТЕР В КОМИ ДОМЕ ЖИВУТ ВМЕСТЕ»
БЕСЕДА «КАКАЯ ХОЗЯЙКА, ТАКОЙ И РЫБНИК»
Слайд 29
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Слайд 30
РАЗУЧИВАНИЕ КОМИ И РУССКИХ ТАНЦЕВ
Слайд 31
ИГРА НА КОМИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Слайд 32
ЛЕПКА «ПРЕДМЕТЫ УТВАРИ КОМИ НАРОДА»
Слайд 33
СЛЕПИЛИ ЧУГУНОК, ГОРШОЧЕК, УТОЧКУ-СОЛОНКУ
Слайд 34
РИСОВАНИЕ «УКРАСИМ ИЗБУ КОМИ УЗОРАМИ»
Слайд 35
«УКРАСИМ ОДЕЖДУ КОМИ ОРНАМЕНТОМ»
Слайд 37
СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
«В ГОСТИ К БАБУШКЕ В ДЕРЕВНЮ»
Слайд 39
«Бабушке помоги блинчиков напеки»
Слайд 41
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Слайд 44
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
Слайд 47
Пополнение музея
«Коми изба старинными вещами»
Слайд 48
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА.
Развлечение (ООД) «Забавы вокруг печки»;
Выставки детских работ по рисованию, аппликации и ручному труду;
Презентация проекта «Коми изба».
Слайд 49РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЗАБАВЫ ВОКРУГ ПЕЧКИ»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
-Дети имеют представления о традициях коми народа, о внутреннем обустройстве избы, назначении, местоположении основных предметов быта в избе.
-Дети стали ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы быта.
-Обогатился словарный запас, в речи детей активизировались названия предметов быта на русском и коми языках.
-Дети имеют представления о декоративном искусстве коми, старинных предметах быта .
-Повысился интерес и любовь к русской и коми народной музыке.
- Дети с желанием играют в коми народные игры.
-У детей сформировались доброжелательные взаимоотношения между собой и со взрослыми (педагогами и родителями).
- Родители получили информацию о коми национальной кухне и приняли активное участие в выставке рисунков и изготовлении макета «Коми изба».