Слайд 1«Правила речевого этикета»
Воспитатель: Чудакова Е.В.
Слайд 2 Вежливость – это монета,
которая дающему ничего не стоит,
а принимающему доставляет удовольствие.
Восточная мудрость.
Актуальность. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание. В связи с этим первостепенной задачей является, формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.
Слайд 3Цель: Расширять знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам
взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет детей, культуру общения.
Задачи:
- учить детей правилам речевого этикета;
- учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, ковоспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно;
- воспитывать желание говорить спокойно, вежливо, доброжелательно;
-расширять запас вежливых слов.
Слайд 4 Используемые современные технологии:
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие; - социоигровые элементы;
- личностно-ориентированные.
Слайд 5Литература.
1. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 2010г.
2. «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П.
3.Васильева – Гагнуг Л.Азбука вежливости. СПБ: Детство - ПРЭСС 2001.
4.Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 2011.
5.Шорыгина Т.А.Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003
Слайд 6 Формы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
Беседы
Методы
и приемы.
1.Наглядный: (показ, демонстрация)
2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
3. Игровой: сюрпризный момент, д/и, драматизация.
Слайд 7 Н.О.Д.
1. «Правила вежливости».
Цель: закреплять знания детей об этических правилах поведения:
дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора.
Задачи:
Образовательные: Учить детей употреблять в речи вежливые слова.
Развивающие: Продолжать развивать у детей элементарных представления об этикете.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создавать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Методические приемы:
Словесные: чтение стихов, вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: мимическая гимнастика.
Практические: изготовление волшебного цветка, мимическая гимнастика, дидактическая игра.
Слайд 9«Вежливые слова»
Цель: Закреплять знания детей об этических правилах поведения, употребление в
речи вежливых слов.
Задачи:
Образовательные: Учить детей употреблять в речи вежливые слова.
Развивающие: Продолжать развивать у детей элементарных представления об этикете.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создавать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Методические приемы:
Словесные: чтение стихов, вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: мимическая гимнастика.
Слайд 10Беседы
«Доброе утро», «Добрый вечер», «Добрый день»
Цель: Закреплять навыки культурного поведения.
Задачи:
Образовательные: Продолжать
учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закреплять разные приемы приветствия.
Развивающие: Продолжать знакомить детей со словосочетаниями, используемыми при приветствии и прощании.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к окружающим.
Слайд 11Давайте познакомимся»
Цель: Изучение правил речевого поведения во время знакомства.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить
детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.
Развивающие: Продолжать развивать у детей элементарные представления об этикете.
Воспитательные: Учить детей правилам знакомства.
Слайд 12Рефлексия
Художественное слово (пословицы, загадки, чтение стихов, рассказов, сказок с употреблением «Волшебных
слов»)
Слайд 13Ситуативные игры
«Подарок», «Доброе утро»
Цель: Обучение формам вежливости, благодарности, просьбы, правилам
этикета.
Слайд 14Коммуникативные этюды
«Не сердись – улыбнись», «Поссорились – помирились», «Встреча друзей»
Цель: Закрепление
знаний культуры поведения, общения с людьми.
Слайд 15Дидактические игры
«Продолжи предложение», «Кто знает больше вежливых слов»
Цель: Воспитание чувства доброты,
любви, уважения.
Слайд 16
Сюжетно – ролевые игры
«Магазин», «У
зайчонка день рождения», «Новая кукла»
Цель: Умение использовать средства общения, принятые в обществе. Проявление вежливости и доброжелательности.
Подвижные игры
«Лавата», «Если нравиться тебе»
Цель: Воспитание умения налаживать дружеские взаимоотношения.
Слайд 18 Выставка детских
рисунков
«Веселый человечек»
Творческий продукт изобразительной деятельности.
Слайд 19 Развлечение «Если добрый
ты»
Цель: Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Сотрудничество с семьей:
- семейные рисунки «Веселый человечек»;
- родительское собрание: «С чего начинается воспитание культуры?»;
- консультация: «Если ребенок не здоровается…», «Как научить ребенка не перебивать взрослых»;
-памятки для родителей: «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом».
Слайд 20 Было проведено наблюдение
за поведением детей.
Результаты первого исследования:
Варианты ответов: + — усвоено;
— — отсутствует;
0 — при напоминании.
Выводы, %:
1) высокий уровень —__-________ _____12_________
2) средний уровень —__66_________ ___ 71__________
3) низкий уровень —___34.4_________ ___17__________
Результаты повторного наблюдения:
Варианты ответов: + — усвоено;
— — отсутствует;
0 — при напоминании.
Выводы, %:
1) высокий уровень —__12________ _____57_________
2) средний уровень —__71________ _____43_________
3) низкий уровень —___17_________ _____-_________
Слайд 21В ывод: Повторное наблюдение за поведением детей показало, что после проведенной
работы дети намного лучше стали ориентированы в правилах культуры поведения, замечают ярко выраженное эмоциональное состояние сверстников, близких, проявляют сочувствие. Стали проявлять самостоятельность в выполнении правил общения с взрослыми (здороваются, прощаются, обращаются на «Вы», по имени и отчеству).
Таким образом, совместными усилиями педагогов и родителей у дошкольников были сформированы представления об элементарных правилах этикета. Проведенная нами работы способствовала воспитанию вежливости у детей. Дети стали здороваться со знакомыми людьми не только дома, но и в гостях, благодарить за оказанную помощь, употребляет вежливые слова.
Результативность.
основы ценностного отношения к себе и окружающим людям;
употребление детьми различных форм этикетных выражений;
познакомятся с правилами культурного поведения, а также ответственности перед другим человеком;
воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;
создание и соблюдение собственных правил культурного поведения; поведения
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Слайд 23 Подводя итоги работы:
Я могу сделать вывод, что нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Знания, полученные детьми, помогут им не только при поступлении в школу, но и во всей будущей жизни.