Слайд 1Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №16 «Мозаика»
«Песочная терапия в
коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ОВЗ»
Педагог– психолог
Ковырзина А. В.
г. Салехард 2019г.
Слайд 2 ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум»
Карл Густав Юнг. (1875-1961)
Слайд 3Что такое песочная терапия.
Песочная терапия - это одна из разновидностей арт-терапии,
которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Слайд 4
В коррекционно-развивающей работе с детьми
ОВЗ я использую различные методы и технологии работы.
На сегодняшний день методов и технологий работы известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-терапия и др). Но мне хочется остановиться на песочной терапии, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной.
Слайд 5ЦЕЛь песочной терапии
Цель песочной терапии - не менять и
переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Слайд 6 ЗАДАЧИ песочной терапии
Стабилизировать эмоциональное состояние
ребенка
Вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой
Формировать позитивное отношение к своему «Я»
Формировать позитивное отношение к своим сверстникам
Развивать навыки социального поведения
Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства
Развивать коммуникативные навыки
Развивать фантазию и образное мышление
Побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания
Слайд 7Психотерапевтическая работа позволяют педагогу-психологу решать следующие задачи:
Диагностические;
Коррекционные;
Терапевтические;
Творческого развития.
Слайд 8 Показания к песочной терапии
Трудности в общении (тяжелые нарушения
речи)
Взаимоотношения детей и родителей
Кризисные ситуации (развод, переезд)
Психологические травмы
Расстройства настроения
Страхи и другие расстройства
Проблемы поведения (агрессия)
Песочница- прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину их песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
Часто дети с ОВЗ затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями.
Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!
У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОВЗ быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей с ОВЗ значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Слайд 11Актуальные проблемы,
решаемые с помощью рисования песком:
развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности;
развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
развитие речи и подготовка руки к письму ( в том числе обучение чтению);
коррекция нарушений внимания и поведения;
коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
развитие психических процессов у детей;
снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
более глубокое понимание и принятие себя…
Слайд 12 Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
Для песочной терапии необходимо подобрать
предметы различной тематики:
Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр.
Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.)
Дома , другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.).
Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда
Деревья, кусты, цветы и др. растения
Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр.
Транспортные средства: наземный, водный, воздушный.
Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.
Слайд 13Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста
со следующим спектром проблем:
различные формы нарушений поведения;
тяжелые нарушения речи;
повышенная тревожность, страхи;
неврозы;
сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями,) и сверстниками.
Преимущества песочной терапии:
помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей дошкольного возраста);
освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;
дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;
сложности, связанные с адаптацией к детском саду.
Песочная терапия
как один из методов эффективной работы по снятию страхов, агрессии, напряжений, у детей с ОВЗ
Слайд 14Игры на световом столе
для рисования песком
(метод Send-Art)
Слайд 15Игры с песком
(Юнгианская песочная терапия )
Слайд 16Методики
рисования песком
Рисование кулаком
Рисование ладонью
Рисование мизинцами
Одновременное использование нескольких пальцев
Отсечение лишнего
Рисование пальцем
Слайд 17СПОСОБЫ ЗАСЫПАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ СТОЛА
Просеивание
Расхлопывание
Дождик
Торнадо
Волна
Слайд 20 Список литературы:
Грабенко Т. М., Зинкевич -
Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» - СПб.,1998г.
Епанчинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» - М.: 2009г.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по песочной терапии»- СПб.: «Речь», 2002г.
Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» - СПб.: «Речь», 2006г.
Штейнхард Л. «Юнгианская песочная терапия» СПб.: Питер, 2001г.
Юнг К.Г. «Человек и его символы» -М.: Серебряные нити, 2002г.