Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №52 «Солнечная полянка»
города
Чебоксары Чувашской республики
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«Ситуация месяца»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Андреева В.Г.
Слайд 2Инновационные технологии в направлении
социально-коммуникативного развития предлагает
Н.П. Гришаева. Это технология эффективной
социализации дошкольников. Предлагаемая
система
социализации включает девять
технологий, которые могут быть использованы как
все вместе, так и отдельно.
Каждый месяц с детьми прорабатывается новая
тема – это «Ситуация месяца». Каждую «Ситуацию»
дети всех возрастных групп проживают в течение
месяца. По завершению каждой «Ситуации месяца»
проводится заключительный праздник.
Слайд 3
Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»
воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
учить
детей ориентироваться в пространстве и времени;
воспитывать дружеские отношения,
уважительное отношение к окружающим,
с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
формировать умение проявлять инициативу;
формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
Слайд 4«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам.
Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т.е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.
Слайд 5
Содержание «Ситуации месяца»
Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от
региональных, национальных, возрастных
особенностей
детей, интересов конкретной группы. Вся работа ДОУ по
технологиям социализации каждый месяц проводится с
учетом темы «Ситуации месяца». Содержание «Ситуации
месяца» не выходит за рамки образовательной
программы, однако, новации являются в том, что весь
материал дается детям в игровой форме. При выборе
содержания «Ситуации месяца» приоритет отдается той,
что в большей степени отвечает проблемам детей,
интересу и готовности воспитателя и понимания
значимости родителями.
Слайд 6Пример Ситуация месяца «Я – житель г. Чебоксары» .
Экскурсии по достопримечательностям
города. Выставка рисунков, макетов «Самое красивое место в нашем городе».. Показ фотографии города в прошлые годы. Продуктивная деятельность: создание построек из песка «Мой микрорайон». Изготовление плана-схемы «Мой г.Чебоксары». ООД по художественно-эстетическому развитию (конструирование). Тема «Улицы нашего города». ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование). Тема: «Вечерний город». Реализация детского проекта «Дорожные знаки - наши помощники». Словесное творчество. Составление рассказа «Моя малая родина», «Город будущего». Беседа «История моего города». Сюжетно-ролевые игры: «Мой город», «Кто работает в больнице?»
Слайд 7Структура «Ситуации месяца»
Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является технология «Проблемная педагогическая ситуация»
(«ППС»). Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Слайд 8Роли в «Ситуации месяца»
Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие
лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители. Участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написание сценариев праздников. И в самом празднике. Выходная диагностика в различных формах: «Волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, опрос родителей. Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и в конце «Ситуации», планирует дальнейшую работу по этой теме.
Слайд 9Разница между традиционным образовательным процессом и данной технологией
традиционный
образовательный процесс
методами подачи материала является беседа, внушение, показ
и рассказ
«Ситуация месяца»
предполагает создание проблемной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере с каждым ребенком. Ребенок учится самостоятельно добывать знания в темпе свойственном его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях нравственную позицию, приобретает опыт, познавая себя и окружающих. У родителей возникает интерес к жизни ребенка, после совместной деятельности связано это с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать родителям вопросы, которые в дальнейшем обсуждаются на групповой рефлексии.
Слайд 10В течение месяца (после окончания «ситуации») воспитатель сдаёт отчёт методисту с
приложением лучших образцов поделок, рисунков, коллективных проектов, фотографий, видеоматериал с записью «ситуаций». Методист обобщает весь опыт работы по «ситуациям» в течение года по специальной методике. Учитывается работа детей, родителей, воспитателей, специалистов. Совместно с научным руководителем технологии, заведующей и представителями инициативной группы (воспитателями и родителями) методист планирует дальнейшее развитие содержания «ситуаций» или разработку новых, а также хранит по определённым разделам видеоматериал, фотографии, письменные отчёты, предметы материальной деятельности.
Слайд 11Заключительный праздник по «Ситуации месяца».
Цель- для детей – возможность проявить инициативу, показать свои
умения, пообщаться с детьми разных возрастов.
Для воспитателя- поделиться опытом.
Праздник проводится в конце каждой «Ситуации месяца» со всеми детьми ДОУ. На празднике дети показывают лишь то, чему они научились и не предполагает дополнительных репетиций перед праздником.
За несколько дней до окончания «Ситуации месяца» ведущий праздника собирает заявки от каждой группы- что они могут представить на празднике. Затем на основе этих предложений формируется сценарий. В сценарии всегда предусмотрен сюрпризный момент в виде ППС.