Слайд 1Занятие 2
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать
и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
К.Д.Ушинский
Слайд 2- Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке
Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
Слайд 3Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом, Точно в
дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, Но отвести не в силах взор.
Слайд 4В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия
– веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки были у всех – и у взрослых, и у детей. Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.
Слайд 5А почему праздник называется Свистунья?
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила
неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали.
С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Слайд 7 Можно предположить, что белый фон взяли мастера от
заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.
Слайд 8Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом - это яркие пятна, круги,
зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски - синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая - от четырех до десяти цветов, иногда дополненных ромбиками медной потали. Когда-то использовались даже листочки сусального золота.
Слайд 9Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный
и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
Слайд 10
Элементы росписи дымковской игрушки — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца,
полоски, змейки. Их причудливые сочетания позволяют создавать очаровательные композиции росписи.
Слайд 11- СОЛНЦЕ
- РОСТОЧКИ, ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ
- ВОДА
- СЕМЕНА
Слайд 12Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Ее применение вносит неповторимую
отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания.
Слайд 13Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5
см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью. В условиях школьного кружка применяют золотую фольгу и синтетический клей.
Слайд 14Проходят года, но не стареет народный промысел.
Любуются им гости города. Радость
несут эти солнечные игрушки!
Слайд 15Список литературы
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. М.: Просвещение,
1979. 142 с.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»