Слайд 1Виды словарной работы
на уроках русского языка
в начальных классах
в
рамках ФГОС второго поколения
учитель начальных классов
Пикалова Н.Я.
г. Мурманск
2019г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Слайд 2 Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач
обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.
Слайд 3Научить ребенка писать эти слова
без ошибок – одна из сложнейших
задач, стоящих перед учителем.
Слайд 4Этапы работы:
Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в
три этапа:
Предъявление нового слова.
Работа над запоминанием правописания слова, включение его в активный словарь младшего школьника.
Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Слайд 5I этап - предъявление нового слова
Способы предъявления нового слова:
чтение загадки, отгадывание ее обучающимися
рассматривание предметной картинки
описание признаков предмета
Слайд 6Способы предъявления нового слова:
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину
идёт,
Она знать даёт.
Слайд 7I I этап - работа над запоминанием
правописания слова
Слайд 8
I I I этап - включение нового слова в активный
словарь
составление словосочетаний
составление предложений
Слайд 9Виды словарной работы:
Чистописание – проводится ежеурочно
( кроме контрольных работ)
1.ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв и их соединения
2. затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием
–оро- (сорока, ворона, воробей, скоро, горох, город)
3. записать словарные слова, в которых есть две буквы «д» ( однажды, одежда)
4. записать наречия, которые заканчиваются буквой «а» (слева, справа, издалека) и т. д.
Слайд 10Виды словарной работы:
Картинный диктант
Учитель показывает карточку, а учащиеся
выполняют действия в определённой последовательности:
1.называют изображённый предмет
2.объясняют правописание слова
3.записывают слово
4.ставят знак ударения
5.выделяют в нём безударную гласную
Слайд 11Виды словарной работы:
Узнать предмет по описанию.
Орудие труда с
длинной ручкой и плоским широким концом. Применяется для рыхления земли. ( ЛОПАТА )
Слайд 12Виды словарной работы:
Отгадать ребусы, кроссворды.
Слайд 13Работа с перфокартами
Виды словарной работы:
Слайд 14Виды словарной работы:
Предъявление слова- синонима или антонима:
быстро - медленно
конец - начало
справа - слева
Слайд 15Виды словарной работы:
Анаграмма - способ перестановки букв, в результате которого получается
новое слово или сочетание слов.
урожай - жаурйо
огород - доогор
овощи - щоиво
Слайд 16Виды словарной работы:
Нахождение лишнего слова в строке
тетрадь, пенал , телефон, карандаш
2)
капуста, помидор, морковь, солома
3) автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
Слайд 17Виды словарной работы:
Игра «Собери слово из слогов»
ПУС КА ТА
РОЗ МО
ТОР ТРАК
Слайд 18Виды словарной работы:
Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на
которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-»…..
( го - род реть рох ризонт )
Слайд 19Виды словарной работы:
Уточнение лексического значения слова
а) Обращение к толковому словарю
«ТЕТРАДЬ» - слово произошло от греческого «тетро» – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради.
б) через контекст (выявление многозначности слов)
Продырявят все листочки, все цветочки обгрызут……
И по рытвинам да кочкам - пушку в битку повезут…….
Слайд 20Виды словарной работы:
Этимологическая справка - объяснение происхождения слова
Слово «ТРАМВАЙ»
«Трам»
- фамилия человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам
«Вай» - в переводе с английского языка означает путь
Слайд 21Виды словарной работы:
Картинки- ассоциации
П….. М И Д О Р
К
…..Р З И Н А
П …..Р Т Р Е Т
Слайд 22Виды словарной работы:
Запоминание правописания групп слов , связанных тематически
Растения: яблоня, осина,
малина, береза….
Школа: алфавит, карандаш, класс, пенал, тетрадь, ученик
Птицы: воробей, ворона, снегирь, сорока
Животные: заяц, корова, лисица, лягушка
Слайд 23Виды словарной работы:
Слова ассоциации (возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами
или явлениями... )
гАзета – бумАга, гАз
мАшина – шинА, Маши
кАпуста - зАяц, кАп… кАп… кАп…..
Слайд 24Виды словарной работы:
Разделить слова на слоги и поставь ударение
мед/ве/жо/нок, во/ро/бей,
соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака
Слайд 25Виды словарной работы:
Записать по алфавиту
соловей, ворона, петушок,
петух, воробьиха, сорока, воронёнок, воробей, ворон, соловушка, воробушек
Поставь в словах знак ударения, подчеркни буквы, которые надо запомнить или проверить
Слайд 26Виды словарной работы:
Подумай, сколько разных вариантов разделения слов на группы ты
можешь предложить?
Разделить слова на группы
воробей, ворона, петух, сорока, соловей, заяц, корова лисица, медведь, собака, воробей, ворона, заяц корова, лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей
Слайд 27Виды словарной работы:
Игра «Цепочка слов»
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку:
каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его.
Например: береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.
Слайд 28Виды словарной работы:
Игра «От самой большой к самой маленькой»
Слайд 29Виды словарной работы:
Игра « Шифровка по кооринатам »
Слайд 30Виды словарной работы:
Игра «Распутай слова»
Вот так горе, вот беда!
Как запутались слова.
Все
они из трех слогов
Кто помочь словам готов?
Бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)
Слайд 31Виды словарной работы:
Игра « Замени одним словом»
Надпись на конверте с указанием
места назначения и получателя. (адрес)
Седьмой день недели. ( воскресенье)
Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы)
Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир)
Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)
Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)
Единица веса, 1000 граммов. (килограмм)
Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции ( вокзал)
Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор)
Слайд 32Виды словарной работы:
Игра « Шифровка»
Словарное слово,
с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.
Например:
З – завод
А – адрес
В – вдруг
Т – товарищ
Р – расстояние
А – автобус
Разумеется, чтобы предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы дети смогут подобрать словарные слова.
Слайд 33Виды словарной работы:
Слова с «окошками»
Учитель показывает карточки
со словами,
с пропущенной орфограммой.
г*рой адр*с ур*жай р*кета ябл*к* п*нал
Слайд 34Виды словарной работы:
Выборочный диктант
Учитель читает несколько слов,
ученики выписывают только слова по заданному признаку:
женского рода ( капуста, огурец, помидор)
единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)
1 склонения (запад, сирень, осина)
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костер.
Дежурный следит за порядком в классе.
Слайд 35Виды словарной работы:
Зрительный диктант
Этапы работы
1)слова записываются на доске;
2)выделяются
орфограммы;
3) проговариваются несколько раз;
4)записываются по памяти.
Подбор слов
1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь)
2) слова группируются по определённой орфограмме
(безударная гласная «я» : заяц, язык, земляника )
Слайд 36Виды словарной работы:
Творческий диктант
Учащимся предлагается заменить определение одним словом. главный
город России (Москва);
инструмент, которым забивают гвозди (молоток);
диван, кровать – это…? (мебель)
Слайд 37Виды словарной работы:
Найди ошибки в словах
Вогзал, васкресене, впиреди,
вчира, гарячий, досведание, жолтый.
Слайд 38Виды словарной работы:
Запиши слова «НАОБОРОТ»
акорос, цяаз, доваз, акйенил
Слайд 39Виды словарной работы:
Игра «Школа»
(дети выступают в роли учителя , проверяют
и исправляют ошибки )
1. индивидуально у доски
2. в тетрадях соседа по парте
Слайд 40Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства
остаются неизвестными для людей, если не будут ясно и точно оформлены в словах.
Язык — это орудие для выражения мысли. Калинин М. И.
Слайд 41Интернет-источники
http://clipart-library.com/img/1628556.jpg
https://st2.depositphotos.com/1585301/6378/i/950/depositphotos_63788461-stock-photo-pile-of-books-and-clock.jpg
Литература
1.Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. АЙРИС ПРЕСС,
М., 2004г.
2. Замирова Л.А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. ООО Сэр-Вит, Минск, 2001г.
3. Козлова Г.А. Работа со словарными словами в начальной школе.ООО И.Д. «Белый Ветер», Мозырь, 2005г.
4. Сухин И.Г. Занимательные материалы. ВАКО, М.,2004г.
5.Журнал «Начальная школа: плюс- минус.» №2, №3, №5- 2001г, №4-8 2003г.
6. Иванова В.А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. М., 1997г.
7. Синицына Е.И. Игры и упражнения со словами. М., 1998г.