Презентация, доклад по русскому языку на тему: Предупреждение трудностей при изучении морфемного состава слова

Содержание

В системе языка морфемный ярус имеет особый статус: морфемы, не являясь коммуникативными единицами, играют, тем не менее, важную практическую роль в речевой деятельности человека.Львова С.И.

Слайд 1Предупреждение трудностей при изучении морфемного состава слов (из опыта работы по

УМК «Школа России»)

Блохина Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ Школы № 91 г.о. Самара

Предупреждение трудностей при изучении морфемного состава слов (из опыта работы  по УМК «Школа России»)Блохина Наталья Васильевна,учитель

Слайд 2
В системе языка морфемный ярус имеет особый статус: морфемы, не являясь

коммуникативными единицами, играют, тем не менее, важную практическую роль в речевой деятельности человека.
Львова С.И.
В системе языка морфемный ярус имеет особый статус: морфемы, не являясь коммуникативными единицами, играют, тем не менее,

Слайд 4Этапы изучения морфемного состава слова

Этапы изучения морфемного состава слова

Слайд 5Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.

Ч.1 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. (УМК «Школа России») - С.58, 61.


Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В.Г.

Слайд 6Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.

Ч.1 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. (УМК «Школа России») - С. 59, 63.
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В.Г.

Слайд 7Задания на сопоставительный анализ слов с корнями-омонимами
К каждому слову напишите по

2 однокоренных.
Гора – …
Горе – …
Гореть – …
Запишите слова, разбив их на группы однокоренных.
Дорогóй, дороже, дорожный, дороговизна, дорога, придорожный.
Что общего и различного в словах ножища – ножище?
Найдите четвёртое лишнее.
Испариться, парник, напарник, запариться.
Задания на сопоставительный анализ слов  с корнями-омонимамиК каждому слову напишите по 2 однокоренных.		Гора – …		Горе –

Слайд 8Русский язык. 3класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1

/ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. (УМК «Школа России») - С.79.
Русский язык. 3класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Слайд 9Задания на сопоставительный анализ однокоренных слов и различных форм одного и

того же слова

Запишите слова, разбив их на две группы. Что объединяет слова в каждой группе?
Зима, зимний, зиме, зиму, зимовать, зимы, зимовье.
Выпишите формы слова сад.
Садик, сады, садовник, садовый, (в) саду, посадка, (у) сада.
Выпишите однокоренные слова к слову дом.
Дома, домик, домашняя, (в) доме, домовой, дому, (за)домом.

Задания на сопоставительный анализ однокоренных слов и различных форм одного и того же слова  Запишите слова,

Слайд 10Кошк лов мышк .
Кошка ловит мышку.
Кошки

ловят мышку.
Кошку ловит мышка.
Кошку ловят мышки.




Кошк   лов   мышк  . Кошка ловит мышку.Кошки ловят мышку.Кошку ловит мышка.Кошку ловят

Слайд 12Задания на предотвращение ошибок в выделении нулевого окончания
Какую ошибку допустил ученик

в разборе слова дворник ?
Соотнесите слова и схемы слов.
мышь
пирог
кино
лебедь
радио
такси
Что объединяет слова каждой пары? Начертите схему слова для каждой группы.
стол шоссе
труд пальто


Задания на предотвращение ошибок  в выделении нулевого окончанияКакую ошибку допустил ученик в разборе слова дворник ?Соотнесите

Слайд 13Задания на формирование умения соотносить окончание с выражаемой им формой слова
Заполните

схему, опираясь на указанные грамматические значения пропущенных окончаний.






Расскажите о слове по схеме

ишь


Задания на формирование умения соотносить окончание с выражаемой им формой словаЗаполните схему, опираясь на указанные грамматические значения

Слайд 14Русский язык. 3класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1

/ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. (УМК «Школа России») - С.84, 89.
Русский язык. 3класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Слайд 16Задания на семантическую характеристику приставок и суффиксов
Чем барабанщик отличается от барабанчика?

А чем объяснить эти отличия?
Спишите слова, распределяя их на две группы в зависимости от значения суффикса -ист-: 1)»тот, кто…»; 2) «имеющий много…». Какой частью речи окажутся слова каждой группы?
Трубочист, душистый, солист, тракторист, лучистый, журналист, пушистый.
В словах подземный, подводный замените приставку под- на над-. Какие изменения произойдут со словами и почему?
Определите, в каких глаголах приставка пере- имеет значение «разделить», а в каких – значение «сделать заново».
Переписать, перечитать, перерубить, пересадить.

Задания на семантическую характеристику приставок и суффиксовЧем барабанщик отличается от барабанчика? А чем объяснить эти отличия?Спишите слова,

Слайд 17Задания на установление зависимости производного слова от производящего
Спишите, вставляя нужные слова

вместо пропусков. Объясните, что обозначает полученная запись слов.
… дворник
… серебристый
… богатырский
Определите, в каких примерах между словами вместо тире можно поставить знак « ». Объясните, почему это возможно.
Слон – слонёнок. Лесник – лес. Радость – радостный.
Домик – домище.
Письменно покажите, используя знак « », какое слово от какого образовано и при помощи какой морфемы.
Мудрость, мудрый. Лень, ленивый. Бежать, пробежать.
Звёздочка, звезда. Белый, беловатый. Пригород, город.
.

Задания на установление зависимости производного слова от производящегоСпишите, вставляя нужные слова вместо пропусков. Объясните, что обозначает полученная

Слайд 18Творческих Вам успехов!

Творческих  Вам  успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть