Презентация, доклад по русскому языку на тему :Формирование умения моделировать на уроках русского языка

Содержание

Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении моделей исследуемого объекта, называется моделированием. Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания могут быть усвоены только тогда, когда ученик выполняет

Слайд 1Моделирование на уроках русского языка в начальных классах
 
«Моделирование как особая форма

научного исследования, специфическое средство отображения человеком изучаемых объектов с помощью аналогов, «заместителей» (моделей) – это одновременно и обобщение многовекового опыта научного творчества»
В.А.Штофф

Презентацию подготовила:
Учитель начальных классов
Линдт Ксения Владимировна

Моделирование  на уроках русского языка в начальных классах «Моделирование как особая форма научного исследования, специфическое средство отображения

Слайд 2 Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении

моделей исследуемого объекта, называется моделированием.
Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания могут быть усвоены только тогда, когда ученик выполняет какие-то действия с ними. Поэтому при планировании усвоения любых знаний необходимо заранее определить, в каких действиях они должны использоваться учащимися, т.е. с какой целью они усваиваются. Конструктивно задать цель усвоения знаний – это значит указать те умения, в которых эти знания будут функционировать. Все эти действия можно осуществить используя метод моделирования.
Исследования многих педагогов и психологов (В.В.Давыдов, А.А.Плешаков и др.) показали, что применение моделей (схем, рисунков, символов) является важным средством формирования мышления детей. Их использование способствует развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, абстрагировать, обобщать. Именно модели способствуют переходу детей от образных форм мышления к понятийным, логическим формам.
Л.М. Фридман предлагает классификацию моделей, используемых в науке, технике, быту и обучении.
 

 
 
 

Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах

Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении моделей исследуемого объекта, называется моделированием.

Слайд 3Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах
Из

представленных в классификации моделей возможно использование в основном образных и знаковых моделей, т.к. они требуют меньше затрат при использовании и более понятны младшим школьникам.
С точки зрения анализа динамики познавательного процесса в школе модель выступает в качестве своеобразного элемента научной информации. Говоря словами афоризма «познать сложное – значит, упростить его», можно констатировать, что метод моделирования как раз и обладает той эвристической силой, которая помогает сделать любой сложный объект доступным для тщательного всестороннего изучения.
В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных.
Моделирование относится к группе практических методов обучения.
Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования.
Моделирование выделяется в качестве самостоятельного средства обучения, значительно облегчающего и ускоряющего процесс приобретения учащимися прочных систематических знаний.
Использование в процессе обучения опорных схем позволяет наглядно продемонстрировать основные характеристики понятий и усвоить их. Опорные схемы способствуют развитию способов деятельности учащихся, т.к. изучение понятий с опорой на схемы вызывает необходимость проводить ряд действий с каждым из них.

 

Моделирование на уроках русского языка в начальных классах   Из представленных в классификации моделей возможно использование

Слайд 4Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах
В период обучения грамоте

на уроках мы выбираем предложения и делим их на слова. Обычно для такого анализа используются предложения, состоящие из 2-3 слов. Таким образом дети учатся анализировать состав нашей речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.
Вот одна из самых первых схем – схема предложения (1 класс).
- Слова в предложении пишутся раздельно.
Мальчик ловит рыбу.
________ ____ ____ .
 
- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
|________ _____ ____ .
 
- Конец предложения обозначается точкой, вопросительным знаком или восклицательным знаком.
|________ _____ ____ .
|________ _____ ____ !
|________ _____ ____ ?

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесенного и слова написанного, но написанного ещё без букв.
Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Кроме того он видит интервалы между чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие остановки – паузы.
Моделирование на уроках русского языка в начальных классахВ период обучения грамоте на уроках мы выбираем предложения и

Слайд 5Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах
Усвоив существенные связи

между схемой и звучащим предложением, первоклассники успешно справляются с обратным заданием – с составлением предложений по заданным схемам.

Появляется возможность подключения большего количества упражнений по закреплению, повторению полученных знаний.
- Придумать предложение и объяснить по схеме:
|______________ . Придумать предложение,
|____ ____ ____ . которое состоит из трёх слов.
_ _ _ _ _ _ . Дополни схему чёрточками – слогами.

 Схемы по темам дают возможность проводить многократное повторение, облегчают выполнение самостоятельных заданий.
 
-Придумать слова, относящиеся к схемам:
Тема: «Ударение».
 
__ __ , __ __ , __ __ __ , __ __ __ , __ __ __

Моделирование на уроках русского языка в начальных классах Усвоив существенные связи между схемой и звучащим предложением, первоклассники

Слайд 6Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах
Можно выделить

три этапа работы со схемой:
Первый этап – это перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы, составление схемы.
Второй этап – углубление понятий и обобщение материала. Сознательное ориентирование учащихся в схеме, владение доказательствами с использованием схем, дополнение схемы, исправление ошибок в схеме, разнообразные виды работ со схемами, самостоятельное выполнение заданий по теме в школе и дома.
Третий этап – это работа на основе приобретенных знаний и умений, схемы уходят, формируется навык беглого действия.
Приведём несколько примеров.
1.Тема: «Безударная гласная в корне слова».
Карточки: «корень», красные кружки (гласные буквы), значок «ударение».




2. Тема: «Разделительный твердый знак».
Карточки:


Слова для наблюдения:
въезд выезд
подъезд переезд
отъезд проезд
объезд приезд
 

Моделирование на уроках русского языка в начальных классах  Можно выделить три этапа работы со схемой:Первый этап

Слайд 7Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах
Тема: «Разделительный мягкий и

твёрдый знак»
Слова для наблюдения:
перья разъезд
ручьи съедобные
ночью объехал
 

Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, предназначенными для демонстрации или фронтальной работы.

(Убедившись, что все слова имеют приставки и одинаковый корень, учащиеся выкладывают первые схемы:)

Моделирование на уроках русского языка в начальных классахТема: «Разделительный мягкий и твёрдый знак»   Слова для

Слайд 8Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах

Моделирование на уроках русского языка в начальных классах

Слайд 9Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах
Работу со схемой можно

использовать в игровой форме:
Тема: «Состав слова»

- Эти слова хотят сесть в свои поезда. Давайте им поможем.
Поход, полюшко, верхолазы, полоса.

Моделирование на уроках русского языка в начальных классахРаботу со схемой можно использовать в игровой форме: Тема: «Состав

Слайд 10 Продумывая ход работы, раскладываем схему на отдельные смысловые блоки.
 
Моделирование на

уроках
русского языка в начальных классах

Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно в процессе логических рассуждений и размышлений учащихся. Такая работа носит исследовательский характер. В работе же с готовой целостной схемой гораздо меньше возможностей для организации поисковой деятельности. Чаще всего она репродуктивна: рассматривая целостное изображение объекта, учащиеся слушают рассказ или объяснение учителя, отвечают на вопросы, исходя из того, что увидели.

Продумывая ход работы, раскладываем схему на отдельные смысловые блоки. Моделирование на уроках русского языка в начальных классахПолученные

Слайд 11Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах
волк вишня утка луна

Моделирование на уроках русского языка в начальных классахволк вишня утка луна

Слайд 12Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах

Моделирование на уроках русского языка в начальных классах

Слайд 13Моделирование на уроках
русского языка в начальных классах
Примеры схем, использованных

во время закрепления и проверки знаний учащихся.
а) - На какие отряды делятся звуки? (Гласные и согласные: звонкие / глухие, твёрдые / мягкие).
 

б) Однородные члены предложения.

в)

Моделирование на уроках русского языка в начальных классах Примеры схем, использованных во время закрепления и проверки знаний

Слайд 14Литература :
 
Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир // Начальная

школа. – 2006. - № 9. – С.67 – 71
Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Начальная школа. – 2005. - № 12. – С. 23 – 24
Кропачева Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. – С. 255 – 274
Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С. 43 – 45
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 175 с.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
 
 
 
Литература :   Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир // Начальная школа. – 2006. - № 9.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть