Слайд 1 МБДОУ ДС N8
Воспитатель Столярова Н.А.
2018г.
«Предметно – схематические модели Т.А.
Ткаченко».
Слайд 2 «Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
–
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
(К.Д.Ушинский)
Слайд 3Ребёнку тяжело поддерживать
постоянное внимание,
сосредотачиваться
на внутренних качествах и
внешних
признаках объекта,
самостоятельно определять
его главные свойства,
систематизировать сведения
о нем, выдерживать
последовательность
высказываний.
Слайд 4Татьяна Александровна Ткаченко
Слайд 5Модели служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, направляю процесс связного
высказывания и помогаю детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико – грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд 6- самостоятельное определение при рассматривании предмета его
главных свойств и признаков;
- установить
последовательность изложения выявленных признаков;
- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом
рассказа-описания.
Слайд 7Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, где есть
все конкретные элементы
высказывания, при этом каждое звено высказывания
последовательно сменяется другим, значит, ребёнок может строить по ним
свой рассказ. Использовать модели-схемы можно не только для составления
описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов.
Слайд 8Первый этап
Надо научить ребенка «читать» схему, объяснить содержание
условных знаков.
Слайд 9Второй этап
Взрослый даёт ребёнку образец описательного рассказа, учит
составлять небольшой рассказ
на основе моделей – схем.
Описывая предмет, взрослый должен обратить внимание
детей на последовательность изложения по схеме.
Слайд 10Третий этап
Дети составляют описательный рассказ с помощью таблицы
самостоятельно, соблюдая последовательность,
логичность, связность изложения, используя разнообразные
лексические интонационные средства выразительности.
Слайд 11Четвертый этап
Дети учатся самостоятельно рисовать несложные схемы для
составления плана рассказа
или составления загадки.
Сначала дети коллективно составляют схему, обсуждая содержание,
схематичное изображение, последовательность изложения,
предлагают образец рассказа составленного совместно, а затем
каждый ребёнок самостоятельно составляет связный,
последовательный рассказ по своей модели.
Слайд 12Такая система работы по обучению детей составлению описательных и
сравнительных рассказов
с использованием моделей-схем, основанная на
постепенном, небольшом усложнении задач, как
правило, не вызывает серьезных затруднений у детей
при составлении рассказов. Она направлена не
только на речевое развитие ребенка, но и на
формирование предпосылок
учебной деятельности.