Слайд 1«Использование русских народных сказок как средства развития образной речи у детей
старшего дошкольного возраста в ДОО»
Слайд 2 Цель – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможности использования русских народных
сказок, как средства развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Объект исследования – процесс развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования – использование русских народных сказок как средства развития образной речи у старших дошкольников в ДОО.
Слайд 3Задачи:
1)проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме использования русских народных
сказок, как средства развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
2) провести контрольную диагностику уровней развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
3) разработать комплекс педагогических мероприятий направленный на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
4) реализовать разработанный комплекс мероприятий направленный на использование русских народных сказок, как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
5) проследить динамику изменения, уровня развития образной речи детей в процессе экспериментальной работы, т.е. провести качественный и количественный анализ полученных результатов в ДОО.
Слайд 4
Гипотеза исследования – использование русских народных сказок как средства развития образной
речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработан и реализован комплекс педагогических мероприятий, направленный на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Слайд 5Задачи констатирующего эксперимента:
- проанализировать предметно-развивающую среду группы;
- провести беседу с воспитателем;
-
наблюдение за речью детей в течение дня;
- провести диагностику уровней развития образной речи детей;
- анкетирование родителей.
Слайд 6Были продиагностированы следующие речевые умения:
Выявление умений элементарного анализа содержания и
формы литературного произведения (задание 1);
умение пересказывать литературные тексты (задание 2);
изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка (задание 3);
выявления особенностей понимания фразеологизмов (задание 4);
самостоятельно подбирать антонимы и синонимы (задание 5);
понимать разные значения многозначного слова (задание 6);
умение использовать образные средства в повседневном общении (задание 7).
Слайд 7Рис. 1. Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения.
Слайд 8Рис. 2. Изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера.
Слайд 9Рис. 3. Изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных
средств языка.
Слайд 10Рис. 4. Выявление особенностей понимания фразеологизмов.
Слайд 11 Рис. 5. Выявление умений подбирать антонимы и синонимы к словам
Слайд 12Рис. 6. Изучение особенностей понимания многозначности слов.
Слайд 13Задание 7. Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении.
Анализ: в процессе наблюдения за речью детей в течение дня выяснилось, что дети применяют в своей речи, чаще всего простые распространенные предложения. При использовании сложных предложений допускаются ошибки, самостоятельно ошибки не исправляют.
Слайд 14Вывод:
1) На основании проведенного исследования отметили, что имеется существенное отставание в
формировании навыков образной речи детей. Что доказывает о необходимости воспитательно-образовательной работы, с целью развития образной речи детей.
2) Педагоги и родители не используют русские народные сказки, как развивающий потенциал, для формирования образной речи детей. Уровень развития образности речи детей определенно низок. А это еще раз подтверждает необходимость мероприятий, направленных на развитие образной речи детей, с применением русских народных сказок.
Слайд 15 Цель формирующего эксперимента:
- разработать и апробировать комплекс мероприятий, которые будут
способствовать развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста, средствами русской народной сказки.
Задачи формирующего эксперимента:
1) выделить направления работы по развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) отобрать сказки, для работы с детьми старшего дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать комплекс мероприятий по ознакомлению дошкольников с русскими народными сказками;
4) разработать и апробировать игры, используя русские народные сказки.
Слайд 16 Работа по развитию образной речи велась в двух направлениях:
Специально организованная образовательная
деятельность
Обучение и закрепление знаний в повседневной жизни (игры и упражнения на закрепление полученных знаний).
Слайд 17Применяли различные методы работы со сказкой:
1. Беседа.
2. Целенаправленное наблюдение.
3. Метод
сравнения.
4. Метод узнавания и воспроизведения.
5. Эксперимент с художественным образом.
6. Оценка и суждение.
Слайд 18
Игры-беседы со
сказочными
персонажами.
Драматизация.
Слайд 19Приёмы развития образности речи
I группа
II группа
Словесные зарисовки
Вопросы
Иллюстрации
Повторное чтение
Рассказ по желанию
Драматизация
Работа над
текстом
Слайд 21Постановка кукольного спектакля по сказке «Теремок»
Слайд 22Самостоятельная деятельность детей: настольный театр
Слайд 23
Рис. 1. Сравнительная диаграмма выявления умений элементарного анализа содержания и формы
литературного произведения.
Слайд 24
Рис. 2. Сравнительная диаграмма изучения умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера.
Слайд 25
Рис. 3. Сравнительная диаграмма изучения умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с
использованием образных средств языка.
Слайд 26
Рис. 4. Сравнительная диаграмма выявления особенностей понимания фразеологизмов.
Слайд 27
Рис. 5. Сравнительная диаграмма выявления умений подбирать антонимы и синонимы к
словам.
Слайд 28
Рис. 6. Сравнительная диаграмма изучения особенностей понимания многозначности слов.
Слайд 29
Задание 7. Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении.
Анализ:
в процессе наблюдения за речью детей в течение дня выяснилось, что дети стали чаще применять сложные предложения. При использовании сложных предложений ошибки иногда допускаются, но дети пытаются исправлять их самостоятельно или при помощи взрослого. Дошкольники стали время от времени применять в своей речи образные слова и выражения.
Слайд 30Вывод
Таким образом, в результате проведения контрольного этапа исследования отметили, что
систематическое использование комплекса мероприятий, с применением русских народных сказок, позволит повысить уровень развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 31Спасибо за внимание!
Желаю удачи!