Презентация, доклад по развитию критического мышления Шесть шляп мышления

Содержание

«Самое главное –научить человекамыслить»Бертольд Брехт

Слайд 1Шесть шляп
мышления
Учитель МОУ
«Школа №126г.Донецка»
Доморонок Е.Б.

Шесть шляп мышленияУчитель МОУ«Школа №126г.Донецка»Доморонок Е.Б.

Слайд 2«Самое главное –
научить человека
мыслить»
Бертольд Брехт

«Самое главное –научить человекамыслить»Бертольд Брехт

Слайд 3Когда человек прячется за маску – ему легче говорить. Маска не

просто прячет. Но и ещё организует, задаёт мыслям единственное направление. Вместо маски можно использовать шляпу. В начале 1980-х годов английский писатель, психолог и специалист в области творческого мышления Эдвард де Боно придумал технику «Шести шляп» мышления.
Когда человек прячется за маску – ему легче говорить. Маска не просто прячет. Но и ещё организует,

Слайд 4Откуда берутся гениальные идеи?
Методы творческого мышления

Откуда берутся гениальные идеи?Методы творческого мышления

Слайд 5 Креативность это не природный талант, -
неоднократно

подчеркивал доктор де Боно, - а скорее навык, которому можно научиться.
Для того, чтобы достичь креативности, следует бросить вызов устоявшимся утверждениям и правилам. Ведь двигаясь проторенной дорожкой, наше мышление
часто упускает из виду скрытые возможности,
которые находятся вне ее.
Де Боно расширил спектр творческого мышления,
которое он назвал латеральным, включив сюда такие понятия:
 гибкость, широту, оригинальность, скорость, чувствительность к проблеме, практичность нового решения, её эффективность.
Креативность это не природный талант, - неоднократно подчеркивал доктор де Боно, - а

Слайд 6Использование шести шляп резонно при любой умственной работе, в любых областях

и на любых уровнях.
При работе в группе метод шести шляп можно
  рассматривать как разновидность метода «мозгового
штурма», или применять его как часть
  программы обучения.
В этом и есть актуальность метода.
Использование шести шляп резонно при любой умственной работе, в любых областях и на любых уровнях. При работе

Слайд 7Ношу на голове поля,
но это вовсе не земля.

Ношу на голове поля, но это вовсе не земля.

Слайд 8Шесть
шляп
мышления

Шестьшляпмышления

Слайд 9Когда-то давно, а может, и не так
давно, жил на

свете старый
  мудрый мастер. Из всех земных
богатств у него был только разноцветный фетр.
Но мастер имел золотые руки и
  прекрасную мудрую душу.
Он дарил людям нечто большее,

чем головные уборы - шляпы, кепки, панамы, чепчики. Забрав свой заказ, люди выходили из мастерской старого Шляпника вдохновлёнными и решительными.

Стоит ли говорить, как славился своим умением Мастер, как благодарны ему были люди за шляпы, которые несли Большой
секрет Великого Мастера.

Когда-то давно, а может, и не так давно, жил на свете старый  мудрый мастер. Из всех земных

Слайд 10Шли годы. Пришло время, когда Мастер
покинул этот мир, оставив своим

шестерым сыновьям свою славу, мастерскую,обрезки цветного фетра и ... шесть разноцветных шляп – белую, черную, зеленую, желтую, красную, синюю

- Наверное, основное отцовское наследство -
это те деньги, которые нам заплатит заказчик за
эти шляпы, - решили сыновья. Безусловно,
они стоят очень дорого и мы станем
богатыми! Мы поделим деньги и пойдем искать счастья.

Шли годы. Пришло время, когда Мастер покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям свою славу, мастерскую,обрезки цветного

Слайд 11Шло время, но таинственный заказчик так и не появился.
И сыновья

решили поделить между собой
отцовское наследство.
Шло время, но таинственный заказчик так и не появился. И сыновья решили поделить между собой отцовское наследство.

Слайд 12 - Я беру себе шляпу белого цвета, -
заявил старший

сын.
- Она такая утончённая и замечательная, что я смогу красоваться в ней на балах и приемах.
И я не буду чувствовать себя сыном простого
Шляпника.
- Я беру себе шляпу белого цвета, - заявил старший сын. - Она такая утончённая и

Слайд 13- А я возьму чёрную шляпу, - сказал
второй сын. Чёрный

цвет подходит к
любому костюму. В этой шляпе я буду строгий, элегантный в любой ситуации. Уверен, она принесёт мне счастье
- А я возьму чёрную шляпу, - сказал второй сын. Чёрный цвет подходит к любому костюму. В

Слайд 14- А я выберу желтую шляпу,- сказал третий сын.
Жёлтая шляпа,

хотя и требует особого
  костюма, подарит мне радость и улыбку.
А тот, кто улыбается, всегда счастлив!

Пусть моей шляпой станет красная, -
воскликнул четвертый сын.
-Я всегда хотел выделяться в толпе, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание!

- А я выберу желтую шляпу,- сказал третий сын. Жёлтая шляпа, хотя и требует особого  костюма, подарит мне

Слайд 15- Зеленая шляпа такая оригинальная, -
заметил пятый сын.
Мне нравятся

неожиданные решения.
Я беру зеленую шляпу.
- Зеленая шляпа такая оригинальная, - заметил пятый сын. Мне нравятся неожиданные решения. Я беру зеленую шляпу.

Слайд 16- Вы разобрали все шляпы, - сказал
шестой сын. Мне остается

только взять
синюю. Синий цвет - это цвет глаз нашего
отца, морских глубин и небесных просторов.
Понять их глубину и высоту - вот мое назначение.

На рассвете они отправились
каждый в своем направлении.

- Вы разобрали все шляпы, - сказал шестой сын. Мне остается только взять синюю. Синий цвет -

Слайд 17Прошло немало времени, прежде чем сыновья старого мастера снова собрались вместе

под крышей родительской мастерской.
Прошло немало времени, прежде чем сыновья старого мастера снова собрались вместе под крышей родительской мастерской.

Слайд 18Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все

были поражены тем, как наследство повлияло на судьбу каждого из них.
Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тем, как наследство повлияло

Слайд 19Сын, который взял себе белую шляпу, стал уважаемым человеком, занял высокий

пост в одной могущественной стране,
стал чётким, последовательным. Рассказывая историю своей жизни, он перечислял факты и события,
опуская свои переживания.
Братья удивлялись таким изменениям, но слушали с большим уважением.
Сын, который взял себе белую шляпу, стал уважаемым человеком, занял высокий пост в одной могущественной стране, стал

Слайд 20Владелец чёрной шляпы стал сообразительным и
критичным. Рассказывая о людях, с

которыми его свела
судьба, он очень точно описывал их слабые стороны и
недостатки. Он и на солнце видел пятна. Именно эта
черта спасала его от краха, но и именно она лишила его
радости. И это , очевидно, нашло свой отпечаток в его
характере. Очень хмурым и недовольным стал владелец
чёрной шляпы.
Владелец чёрной шляпы стал сообразительным и критичным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он очень

Слайд 21Владелец красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и смущение,

страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой.
Как человек чувственный, он страдал и радовался, любил и ненавидел, увлекался и сочувствовал. Он часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал , как их проявить, как руководствоваться
ими.
Владелец красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и смущение, страх и гнев, удовольствие и разочарование

Слайд 22Человек в желтой шляпе радовался солнцу, каждому начинающемуся дню, открыто шёл

навстречу приключениям и открытиям. В обычном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке - солнечную радугу, а в повседневности - чудеса.
Ничего его не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук.
- Мечтатель, романтик, - говорили одни ...
 - Очень богатой души человек, - говорили другие ...
Человек в желтой шляпе радовался солнцу, каждому начинающемуся дню, открыто шёл навстречу приключениям и открытиям. В обычном

Слайд 23А обладатель зеленой шляпы оказался
в сказочном мире творчества. Все, что

он
видел, слышал, чувствовал, превращалось в
поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, рассказы, пьесы для театра.
Его талантом восхищались люди, находя в его трудах ответы на свои вопросы. Очень часто он оставался беззащитным перед суровой действительностью, неприспособленностью к жизни
в реальном мире.
А обладатель зеленой шляпы оказался в сказочном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в

Слайд 24Обладатель синей шляпы стал вечным Пилигримом и философом. Он шёл только

ему известными путями, ориентировался на только ему известные знаки и символы, и не отступал от цели, не спешил, но и не останавливался. Он смотрел вокруг, выбирая только то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели.
«Счастливый человек», - говорили одни.
«А может он поделится своими мыслями, чувствами с другими, чтобы
вдохновить их жаждой открытия,
творения и победы? »- спрашивали
другие.
Обладатель синей шляпы стал вечным Пилигримом и философом. Он шёл только ему известными путями, ориентировался на только

Слайд 25Но вот настал день, когда братья снова встретились под крышей родительской

мастерской. Много зимних вечеров они провели за удивительными рассказами о своих путешествиях, встречах, прощаниях и жизненных уроках.
Но вот настал день, когда братья снова встретились под крышей родительской мастерской. Много зимних вечеров они провели

Слайд 26Удивлялись братья тем изменениям, которые произошедшие с ними.
И только

теперь начали они понимать,
какое странное богатство оставил им в наследство отец.
Удивлялись братья тем изменениям, которые произошедшие с ними. И только теперь начали они понимать, какое странное богатство

Слайд 27И захотелось каждому из них почувствовать на себе судьбу другого,
чтобы

стать толерантным и критически мыслящим, чтобы уметь видеть положительные элементы, научиться творить и неотступно идти к поставленной цели.
И захотелось каждому из них почувствовать на себе судьбу другого, чтобы стать толерантным и критически мыслящим, чтобы

Слайд 28 На основе этой сказочной интерпритации и разработан метод формирования и

развития критического мышления, который используется для анализа проблемы, ситуации, для групповой
дискуссии, когда необходимо рассмотреть предмет с разных точек зрения, объективно оценить явление, смоделировать разные
ситуации и спрогнозировать их развитие.
На основе этой сказочной интерпритации и разработан метод формирования и развития критического мышления, который используется для

Слайд 29Это метод научит :
думать разными способами;
по-разному оценивать ситуацию;
прогнозировать действия.

Можно предложить ученикам

создать группы под каждой
шляпой, обговорить ситуацию и презентовать её.
Так же можно предложить поменяться шляпами.
Только необходимо помнить, за что именно отвечает
группа под определённой шляпой.
Это метод научит :думать разными способами;по-разному оценивать ситуацию;прогнозировать действия.Можно предложить ученикам создать группы под каждой шляпой, обговорить

Слайд 30Шесть метафорических шляп
представляют каждый из основных типов мышления.
Белая шляпа приводит

к мысли о чистом листе бумаги.
Она используется для
того, чтобы обратить внимание на
имеющуюся информацию.

ПРАВИЛА МЕТОДА «Шести шляп»

Шесть метафорических шляп представляют каждый из основных типов мышления.Белая шляпа приводит к мысли о чистом листе бумаги.

Слайд 31Красная шляпа ассоциируется о огонём и теплом.
Она связана с чувством,

интуицией и эмоциями. Когда
используется красная
шляпа, у вас появляется
возможность описать свои чувства и интуицию без каких-либо объяснений.
Красная шляпа ассоциируется о огонём и теплом. Она связана с чувством, интуицией и эмоциями. Когда используется красная

Слайд 32Это, возможно, самая полезная шляпа.
В этой шляпе должны быть, исключительно,

критические оценки ситуации.
Однако, черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как
злоупотребление опасно само
  по себе.
Это, возможно, самая полезная шляпа. В этой шляпе должны быть, исключительно, критические оценки ситуации. Однако, черной шляпой

Слайд 33Желтый цвет этой шляпы наводит на мысль о солнце и оптимизме.

В этой шляпе мы делаем прямые усилия найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?" Даже если идея нам не нравится, желтая шляпа просит нас найти хорошие стороны в ситуации.
Желтый цвет этой шляпы наводит на мысль о солнце и оптимизме. В этой шляпе мы делаем прямые

Слайд 34Зеленый цвет этой шляпы
     напоминает о природе, росте,
     энергии, жизни.
Зеленая

шляпа - шляпа энергии. Она позволяет думать о возможностях.
Под зеленой шляпой мы вносим предложения, обсуждаем новые идеи, альтернативы .Когда
используется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
Зеленый цвет этой шляпы     напоминает о природе, росте,     энергии, жизни. Зеленая шляпа - шляпа энергии. Она позволяет

Слайд 35Эта шляпа отвечает за анализ всего умственного процесса (это - рефлексия

мышления), определение
  выводов.
Синяя шляпа - это организатор
всего процесса.
Эта шляпа отвечает за анализ всего умственного процесса (это - рефлексия мышления), определение  выводов. Синяя шляпа -

Слайд 36Один за всех - все за одного!
Мы - одна команда!
Твой успех

идет на пользу мне, а мой - для тебя, потому что у нас общий успех.
Нам не обойтись без тебя!

Каждая группа может выбрать выбрать
девиз :

Один за всех - все за одного!Мы - одна команда!Твой успех идет на пользу мне, а мой

Слайд 37Желаю творческих успехов!

Желаю творческих успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть